ДНЕВНИК

27 апреля 2009 г.

Сегодня все члены экспедиции благополучно прилетели в Москву. Штаб МЛАЭ.


26 апреля 2009 г.

Сегодня в 17:30 по московскому времени команда Морской ледовой автомобильной экспедиции под руководством Василия Елагина достигла СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА. Поставлен новый абсолютный мировой рекорд. Никто и никогда не доезжал до Северного полюса на автомобилях. Мы преклоняемся перед мужеством команды и по праву гордимся тем, что это достижение принадлежит России. От всей души поздравляем Василия Елагина, Афанасия Маковнева, Владимира Обихода, Сергея Ларина, Алексея Ушакова, Алексея Шкрабкина, Николая Никульшина. Молодцы!!! Ждём скорого возвращения ребят в Москву и надеемся в ближайшее время восполнить хроники этого беспрецедентного путешествия, а так же дополнить их фотографиями. Спасибо всем, кто болел за нашу команду. Штаб МЛАЭ.


24 апреля 2009 г.

Координаты экспедиции N89°30,676', E53°47,350' на 21:30 по московскому времени. Штаб МЛАЭ.


23 апреля 2009 г.

Координаты экспедиции N89°08,502', E68°39,205' на 15:00 по московскому времени. Никаких сообщений от ребят не потупает. Все предельно устали. События последнх дней будут описаны позже, по достижении Цели. Пожелаем команде удачи. Штаб МЛАЭ.


22 апреля 2009 г.

Из-за поломки выносной телефонной антенны связь очень плохая, всё время прерывается. У нас всё нормально. Едем к полюсу. Координаты экспедиции N88°44,245', E72°42,840' на 21:00 по московскому времени. Василий Елагин.


21 апреля 2009 г.

Сегодня пошёл второй месяц с момента старта экспедиции с острова Голомянный. Вышли на паковый лёд, но мелкие полыньи продолжают досаждать. Если бы только мелкие! На N88°24' наткнулись на огромный ледовый разлом. Небольшой шок... Избавил от него и решил все проблемы наш гений поиска проходов сквозь тернии Владимир Обиход. Собственно, как всегда! Движемся без остановок на ночлег к полюсу. Координаты экспедиции на 17:30 N88°30,639' E74°32,433'. Василий Елагин.


19 апреля 2009 г.

Поздравляем всех, кто болеет и переживает за нас со светлым Праздником Воскресения Христова. Экспедиция почти сутки простояла на ремонте. Последние несколько дней дул сильный боковой ветер. У машин большой корпус, большая парусность и в связи с этим вышло из строя рулевое управление обоих «Емель». Сейчас всё починили и продолжаем путь. Едем медленно, видимость очень плохая из-за сильной мглы. Постоянно попадаются мелкие переправы. У телефона сломалась выносная антенна, и стало сложно звонить. Несмотря на все сложности, члены экспедиции втянулись, каждый знает, что делать. Команда отлично сработалась. Координаты экспедиции N87°39', E77°34' на 21:00 по московскому времени. Василий Елагин.


17 апреля 2009 г.

Едем непрерывно, не останавливаясь на ночлег. Сегодня у «Емели 2» серьёзно сломался задний мост и его невозможно починить в походных условиях. Машина идёт на переднем и среднем мостах. С «Емели 2» сняли один прицеп и максимально разгрузили. Теперь «Емеля 1» везёт два прицепа. Погода холодная -25°C, дует очень сильный восточный ветер. Из-за этого ветра у всех членов экспедиции обморожены лица. Координаты экспедиции N87°00,250', E85°55,025' на 21:00 по московскому времени. Василий Елагин.


16 апреля 2009 г.

За день проехали 59 км, удалилась на 52 км. Всё время встречается много рек с тонким льдом. Лёд серый, мокрый, но достаточно прочный, чтобы выдержать машину с прицепом. Мы перебрали весь груз и бросили один прицеп, всё лишнее сожгли. Порядок движения теперь такой: впереди «Емеля 2» с двумя прицепами, сзади «Емеля 1» с одним прицепом. 17 апреля днём пытаемся пересечь километровую полынью с серым льдом. Координаты экспедиции N86°57,206', E87°59,873' на 11:00 по московскому времени 17 апреля. Афанасий Маковнев.


15 апреля 2009 г.

Сегодня экспедиция получила 3 посылки с топливом для «Емель» и бутылочку со святой водой от экипажа самолета АН-26. Мы выражаем огромную благодарность парашютно-десантной службе воркутинского авиационного отряда за заботу о нас и за удовольствие наблюдать за их работой по совершенному, исключительно точному «метанию» ценного груза. Спасибо! Координаты экспедиции N86°39,812', E92°04,392' на 9:15 по московскому времени 16 апреля.
Афанасий Маковнев.

Сегодня появился спутниковый снимок, предоставленный нам ГУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» с разрешением 250 м. в видимом диапазоне. Положение МЛАЭ-2009 отмечено значком вымпела. Следует учитывать, что МЛАЭ в настоящее время находится в зоне дрейфа льда от 1,5° до 2° в сутки в западном направлении. При этом все зоны разрывов дрейфуют с той же скоростью на запад. Сколько это продлится, могут сказать только наши замечательные партнёры, дающие нам ежедневный прогноз и снимки ледовой поверхности, ГУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт». Живейшее участие в экспедиции принимает заместитель начальника Центра «СЕВЕР» Быченков Юрий Демьянович, за что ему огромное спасибо от экспедиции и всех людей, болеющих за её успех. Виктор Скляров, штаб МЛАЭ.


14 апреля 2009 г.

Сегодня мы едва не лишились «Емели 1». При переправе через реку мы пробили дорогу длиной 80 м, но в самом начале пути «Емелю 1» качнуло в сторону и он соскользнул с лестницы, которая была подложена под левые колеса. «Емеля 2» потянул «Емелю 1» назад, но это только усугубило положение. «Емелю 1» развернуло и он завис тремя правыми колёсами над водой. В этот момент началась подвижка льда, команда быстро натянула полиспаст (систему блоков и тросов), чтобы удержать «Емелю 1» от опрокидывания в воду. Машину перекосило, дверь заблокировало и Николай Никульшин оказался запертым внутри. Единственный путь к спасению, который у него оставался - люк на крыше машины. Вся команда дружно держала борт «Емели 1». Это дало возможность «Емеле 2» переехать на новое место и вытащить «Емелю 1» лебёдкой. Все вздохнули с облегчением. Решили здесь же остановиться на ночёвку, но всё равно эту реку утром предстоит переезжать. Координаты экспедиции N86°20,819', E96°28,872' на 23:50 по московскому времени. Афанасий Маковнев.


13 апреля 2009 г.

Сегодня мы весь день искали проходы в целой сети трещин, направляясь то на восток, то на запад, то даже на юг. При этом нас уже вторые сутки дрейфом несёт на северо-запад со скоростью до 1 км⁄час. С ледового аэродрома Барнео нам звонил Евгений Бакалов и сообщил, что у них дрейф юго-восточный. Это значит, что мы находимся на границе двух встречных дрейфов. Судя по океанографической карте глубин мы прошли над хребтом Гаккеля и вступаем во владения котловины Амундсена. Под нами 4480 м океанской воды. Сейчас поздний вечер, четыре часа назад мы остановились на ужин и ремонт привода левого среднего колеса. За это время дрейф унёс нас на 4 км. Сейчас находимся в точке N86°09,548', E98°07,951' на 23:55 по московскому времени. Сегодня пурга, видимость 50 метров, температура -25°С. 19 лет назад 13 апреля 1990 года во время проведения экспедиции «Большое кольцо» на ездовых собаках рядом с чукотским посёлком Уэлен на берегу Берингова пролива при падении самолета АН-2 погиб наш верный товарищ радист, инженер отряда космонавтов Валерий Кондратко. Эту экспедицию на собаках по Северному полярному кругу Азии, Европы и Америки придумал кинооператор студии Центрнаучфильм и мой кино-учитель Владлен Васильевич Крючкин. Четыре месяца назад 14 декабря 2008 г. по дороге к построенному им храму на севере Москвы у него остановилось сердце. За несколько дней до этого Владлен посмотрел только что сделанный нами фильм о первом этапе МЛАЭ и пожелал нам успеха и удачи на пути к Северному полюсу. Афанасий Маковнев.
SMS от 13 апреля. «Я понимаю – вам дико трудно и поэтому молчу, но собаку очень жалко. Виктор Помелов, клуб «Северный ветер».

ГУ "ААНИИ" Центр "СЕВЕР" сообщает:
Экспедиция находиться в районе дрейфораздела.
Прогноз погоды в районе 86 сш 98 вд
НА ПЕРИОД С 12.00 UTC 13/04/2009 ПО 24.00 UTC 15/04/2009

СИНОПТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

13/04 ССВ ПЕРИФЕРИЯ ГЛУБОКОГО ЦИКЛОНА С ЦЕНТРОМ 83 СШ 65 ВД 982 гПа СЛАБО ЗАПОЛНЯЕТСЯ, НЕЗНАЧИТЕЛЬНО СМЕЩАЕТСЯ В Ю НАПРАВЛЕНИИ
14-15/04 СОХРАНЕНИЕ НАД РАЙОНОМ ЗОНЫ ВЫСОКОГО БАРИЧЕСКОГО ГРАДИЕНТА ВСЛЕДСТВИИ СТАЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРА ЦИКЛОНА НАД АРХ СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ (ДАВЛЕНИЕ В ЦЕНТРЕ 982 гПа) И ВЫСОКИМ ДАВЛЕНИЕМ В ЦЕНТРЕ СЕВЕРОГРЕНЛАНДСКОГО АНТИЦИКЛОНА - 1042 гПа

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ
19/03
12-18 ВЮВ 12-17 ПОРЫВЫ 24 СЛАБЫЙ ВРЕМЕНАМИ УМЕРЕННЫЙ СНЕГ МЕТЕЛЬ ВРЕМЕНАМИ СИЛЬНАЯ МЕТЕЛЬ ВИД 0.3-0.8 ВРЕМЕНАМИ <0.1 ТЕМП -19 -16
18-24 ВЮВ 12-17 ПОРЫВЫ 23 СНЕГ МЕТЕЛЬ ВРЕМЕНАМИ СИЛЬНАЯ МЕТЕЛЬ ВИД 0.5-1 ВРЕМЕНАМИ <0.1 ТЕМП -18 -15
20/03
00-06 ЮВ В 15-20 ПОРЫВЫ 27 СНЕГ СИЛЬНАЯ МЕТЕЛЬ ВИД 0.05-0.1 ТЕМП -18 -15
06-12 В 13-18 ПОРЫВЫ 25 СНЕГ МЕТЕЛЬ ВРЕМЕНАМИ СИЛЬНАЯ МЕТЕЛЬ ВИД 0.5-1 ВРЕМЕНАМИ <0.1 ТЕМП -19 -16
12-24 В 16-21 ПОРЫВЫ 30 СНЕГ СИЛЬНАЯ МЕТЕЛЬ ВИД 0.05-0.1 ТЕМП -20 -15
21/03
00-12 В 17-22 ПОРЫВЫ 30 СНЕГ СИЛЬНАЯ МЕТЕЛЬ ВИД 0.05-0.1 ТЕМП -19 -14
12-24 В ВЮВ 15-20 ПОРЫВЫ 27 СНЕГ МЕТЕЛЬ ВРЕМЕНАМИ СИЛЬНАЯ МЕТЕЛЬ ВИД 0.5-1 ВРЕМЕНАМИ <0.1 ТЕМП -18 -13
Прогноз составлен 13/04 12.30


12 апреля 2009 г.

Мы потеряли сегодня верного друга - нашу собаку Лису. Весь день шла большая подвижка льда из-за сильного ветра. Едва мы успевали разрубить ледовые глыбы, как они дрейфовали в сторону, а на их место надвигались новые. В таких сложных условиях машины буквально перескакивали по движущимся льдам, что требовало исключительного мастерства вождения. Сразу за машинами трещины расходились, а пурга тут же засыпала снегом открытую воду. Впереди отряда шли с лыжными палками Владимир Обиход и Сергей Ларин. Они проверяли все закрытые снегом трещины. Как только мы заметили длительное отсутствие Лисы, добровольцы вызвались идти обратно её искать, но Василий Елагин не разрешил. Тогда я стал подавать сигналы клаксоном, помня, что вчера в такой же ситуации это помогло и Лиса, по своему обыкновению свернувшаяся калачиком за торосом в ожидании завершения наших манипуляций с подготовкой очередного переезда, тогда прибежала, а сегодня - нет. У нас ещё остается надежда, что Лиса все-таки догонит нас по следам, ведь собачий нос в 10000 раз более чувствительный к запахам, чем человеческий. От места потери Лисы мы проехали уже 29 км, а удалились на 13 км. Сейчас остановились на ремонт со сваркой на три часа в точке N86°01,579', E100°02,787' на 23:00 по московскому времени. Афанасий Маковнев.


11 апреля 2009 г.

Экспедиция к вечеру находится в точке N85°31,922', E100°25,241' на 22:15 по московскому времени. По одометру пройдено 1150 км. Здесь большие поля более-менее ровного толстого льда расходятся и сходятся, образуя широкие «реки», дымящиеся паром, и высокие торосы в местах столкновения ледовых полей. Именно поэтому в поисках переезда через очередную «реку» мы направились к самому высокому торосу и там прорубаем себе ворота к следующему «ровному» полю. Сегодня к анализу новых аэрокосмических снимков подключился и наш старый друг из Томска, известный полярный лыжник Иван Кужеливский. Он подсказывает нам по телефону возможные пути объезда больших трещин. Афанасий Маковнев.
SMS от 11 апреля. «Всем участникам большой привет и скорейшего достижения полюса. Игорь Смилевец.»


10 апреля 2009 г.

Морская ледовая автомобильная экспедиция оправдывает своё название ещё и тем, что сейчас, когда «Емели» идут по плавным снежным заступам, нам, ведущим машины и сидящим внутри, это напоминает качку с носа на корму и с борта на борт при движении маленького судна по морским волнам. Тем не менее, Алексею Шкрабкину удается на ходу закончить ремонт печки-обогревателя и установить её на своё место. Но этого ему мало: он берётся на ходу вскипятить на примусе чай в большой кастрюле, которую мы подвешиваем на шпангоут корпуса. Эти акробатические манипуляции ему приходиться делать потому, что мы теперь практически не останавливаем своего движения к полюсу. Пройденный путь: 1086 км. Координаты местонахождения экспедиции: N85°04,977', E99°46,404' на 22:15 по московскому времени. Афанасий Маковнев.


9 апреля 2009 г.

Участники экспедиции потратили весь день на ледовые разведывательные выходы пешком по тонкому льду большой полыньи, являющейся главным препятствием на пути движения экспедиции последние три дня. К вечеру приемлемый переезд был найден. Это была цепочка больших толстых льдин, соединённых короткими участками тонкого льда. В конце переезда машинам предстояло проехать 200 метров по ровному молодому льду на большой скорости. Справа и слева от этой перемычки были широкие трещины с открытой водой. По пути от одного ледового островка к другому «Емеля 2» провалился в воду на льду толщиной 12 см. Понадобилось два часа, пробивая пешнями лёд впереди машин и вытягивая их лебёдкой, сделать канал длиной 60-70 метров и вытащить весь транспорт на толстый лёд островка. Повреждений у «Емели 2» не было, и мы сразу двинулись через торосы этого островка к началу главной перемычки. За эти два часа началась подвижка льда, и перемычка стала дрейфовать к западу со скоростью 1 м⁄мин., унося уже проверенную нами дорогу далеко в сторону. Надо было немедленно стартовать. Василий Елагин, перекрестившись, сел за руль «Емели 2» с прицепами и, разогнавшись среди торосов до скорости 22 км⁄час, выскочил на молодой лёд. Передние колёса стали гнать перед собой волну льда и машине всё время приходилось ехать немного в гору. Василий успешно промчался на северную сторону. Как только колыхание льда успокоилось, следом за ним на «Емеле 1» с прицепами помчался Николай Никульшин, взяв немного правее предыдущего следа. За «Емелей 1» тоже прошла ледовая волна. Через несколько минут из-за дрейфа следы от колёс на перемычке сдвинулись и уже не совпадали со следами от колёс на месте старта. А сюда уже подгоняло дрейфом правую трещину с открытой водой. Мы, наблюдавшие за переправой с южного берега, скорым шагом перешли на северную сторону к машинам. Отсюда мы смогли продолжить наш путь по многолетнему паковому льду, пусть с трещинами и большими торосами, но крепкому и надёжному. По паку решено двигаться круглосуточно, навёрстывая упущенное на полынье время. Поверхность, по которой мы теперь едем, похожа на гигантский ровный панцирь, покрытый трещинами. Торосы не исчезли, а стали реже попадаться и теперь они в два раза выше. Торосы рубим пешнями, а на трещины кладем четырёхметровые лестницы. Тем не менее, продвигаемся быстро, за три часа преодолели 30 км. На момент передачи этого сообщения мы находимся в точке N84°35,280', E99°50,751' на 22:15 по московскому времени. Афанасий Маковнев.


8 апреля 2009 г.

Всю ночь с 7 на 8 апреля мы двигались по краю полыньи по тонкому льду на северо-запад, ища проход на север через эту самую полынью. В четыре часа утра «Емеля 1», проломив под собой лёд, ушел в воду. Шесть колёс не дают машине утонуть, в воду погружается только половина колеса. Сергей Ларин налаживает систему тросов, чтобы вытащить провалившуюся машину через блок. «Емеля 2» въехал на толстый лёд, чтобы вытащить «Емелю 1». Передние колёса «Емели 1» ломают лёд. Алексей Ушаков и Алексей Шкрабкин раскалывают лёд перед колесами, облегчая машине путь наверх. Одно неверное движение и пешня пробивает шину-оболочку. Пузыри в воде показывают место прокола. Стоя рядом на льдине, затыкаю прокол пальцем. Рука сильно мёрзнет, но сейчас важно сохранить воздух в шине. Василий Елагин на «Емеле 2» натягивает трос, а трое ребят повисают на борту провалившейся машины, чтобы выровнять сильный крен. Наконец с шумом и брызгами машина вскарабкивается на лёд, а за ней и прицепы. Потери: проколотое пешней левое переднее колесо и оторванное ухо поворотного кулака ступицы правого переднего колеса. Ремонтируем поломку несколько часов в авральном режиме. Все сильно мёрзнем. Утром, позавтракав, сразу ложимся спать. Находимся в точке N84°18,883', E99°39,476'. В полдень просыпаемся и Василий Елагин отправляет меня и Владимира Обихода на ледовую разведку пешком через полынью. Через три часа блужданий по тонкому льду мы убеждаемся, что у экспедиции есть шанс проехать почти до половины, пробираясь с островка на островок, а оставшиеся 150-200 м совсем тонкого льда надо будет проламывать и вытягиваться на ту сторону полиспастом (системой блоков и тросов). К семи вечера по телефону поступает свежая информация из штаба от Виктора Склярова: судя по последнему аэрокосмическому снимку, нам следует продолжать двигаться на северо-запад за 99-ый градус восточной долготы и там искать проход через полынью на север. До этого места около восьми километров. Сразу же выезжаем туда. Едем по краю полыньи вдоль южного берега, тщательно проверяя тонкий лёд перед собой. Когда разведка даёт добро, машины разгоняются до 20-23 км⁄час по ровному, но коварному льду. Кое-где позади прицепов лёд подламывается и выступает вода, но машина успевает на скорости миновать это место. Двигаясь таким порядком, мы добираемся до указанной точки N84°22,124', E98°42,598' (на 23:00 по московскому времени). Здесь будем ночевать, а пока разведчики Сергей Ларин и Владимир Обиход, связавшись, как альпинисты верёвкой, выходят на разведку по тонкому льду. С видеокамерой и трёхметровым шестом иду неподалеку от них, чтобы запечатлеть подвиг разведчиков для истории. Афанасий Маковнев.
SMS от 8 апреля. «Завидую вам белой завистью:-) Горд за нашу страну, в которой есть такие несгибаемые люди с золотыми руками. Удачи и прочного льда. Андрус.»


7 апреля 2009 г.

Экспедиция сегодня вынуждена была повернуть, чтобы объехать большую полынью на расстояние 3 км на юг, а затем на северо-запад. Сейчас мы находимся в точке 84°12,571', 100°07,7265' на 22:15 по московскому времени. Мы проехали 58 км по зоне сильно разрушенного льда с большими разводьями с тонким льдом, который едва держит машину с прицепами. Наше удаление на северо-запад – 44 км. До полюса 347,5 морских миль. Ночевать не будем, спим по очереди на ходу, двигаемся дальше. Афанасий Маковнев.


6 апреля 2009 г.

Сегодня мы проехали 56 км, удалившись на 38,8 км к северу. Ехали по паковому льду. Здесь торосы огромные, с метровыми ступенями наехавших одна на другую льдин. Пробив в гряде торосов дорогу, можно несколько километров ехать до следующей гряды по относительно ровной поверхности. Для «Емель» мелкие льдины и метровые пологие заструги – это простая хорошая дорога. Здесь движемся со скоростью 10-15 км⁄час. Машины в течение дня мы ведём, сменяя друг друга, и даже успеваем поспать на ходу. Мороз сильный, но ветер стал слабее, и сразу чувствуется, что день теплее. Мы все одеты в тёплую одежду «Red Fox». Обувь тоже тёплая. На ногах меховые носки, фетровые вкладыши и ботинки «Baffin». Вечером переобуваемся в валенки с меховыми чижами. На руках толстые меховые рукавицы или двойные флисовые перчатки. Когда я вечером вёл машину, то вдруг заметил, что горизонт выравнивается и за рваной линией торосов виднеется ровная белая полоска, а за ней тёмная полоса «водяного» неба. Очень скоро торосы кончились, и мы оказались на берегу огромной полыньи, покрытой тонким льдом до самого горизонта. Полынью мы в шутку назвали «Река Волга», такой широкой мы ещё не встречали. Здесь на берегу реки остановились на ночлег. Координаты N84°03,157', E103°58,704' на 22:30 по московскому времени. По спутниковому телефону связались с нашим штабом в Москве, где Виктор Скляров получает аэрокосмические снимки, расшифрованные сотрудниками Института Арктики и Антарктики. Виктор сообщил, что эта полынья на снимках тянется с юго-востока на северо-запад, а вчера наша ночёвка была совсем недалеко от её берега. Теперь я понимаю, почему вчера весь день чувствовал в воздухе запах водорослей, но мне никто не верил, говоря, что это всё ещё пахнет закипевшим утром в «Емеле 2» тосолом. Виктор рекомендует завтра двигаться вдоль полыньи на северо-запад. На снимках он видит сужение полыньи в районе 96° восточной долготы.
Афанасий Маковнев.


5 апреля 2009 г.

Мы сегодня проехали 42 км. Удалились на 28,6 км. Координаты N83°42,497', E105°15,505' на 21:40 по московскому времени. Лёд, на котором мы находимся, дрейфует к западу со скоростью 0,8 км/час. Такой дрейф нас не удаляет и не приближает к полюсу, до которого остаётся ещё 6°15,5', или 375,5 морских миль. Но прямыми здесь бывают только грани треснувшего льда, а наш путь извилист и труден. Сегодня к сильному морозу добавился ветер и работать на улице стало ещё холоднее. Щёки и нос прихватывает морозом очень быстро, спасает активная работа пешнёй и лопатой, когда требуется помочь «Емелям» проехать гряду торошения. На 83-ем градусе ровных полей стало больше, а лёд – толще. Это паковый многолетний лёд. Сегодня к нашему удивлению мы подъехали к айсбергу высотой 10 м. Откололи от айсберга немного пресного льда и сейчас на нём готовим ужин из сублимированных продуктов. Все участники чувствуют себя хорошо и передают привет родным и друзьям! Афанасий Маковнев.


4 апреля 2009 г.

Сегодня члены экспедиции узнали, как опасно ходить по льдам в одиночку. Перед очередной трещиной мы все разбрелись в разные стороны, ища надёжный переезд для автомобилей. Чтобы определить надёжность льда, мы пользуемся пешнями. Если с одного удара пешней лёд не пробивается насквозь и не выступает вода, значит он достаточно крепкий, чтобы выдержать машины и прицепы. Около одной из полыней уже были наши следы с обеих сторон, но в середине лёд был слишком тонкий, чтобы на него наступать. Доверившись следам на краю полыньи, в середину шагнул Николай Никульшин и сразу оказался по грудь в воде. Сухая одежда сначала вытолкнула его вверх и он успел развернуться. В следующий момент Николай попытался грести ногами, чтобы высунуться надо льдом, но одежда уже набрала столько воды, что гребок не получился, а Николаю показалось, что его кто-то тянет за ноги вниз. От этого в его глазах застыло удивление, которое увидели Василий Елагин и Владимир Обиход, бросившиеся на помощь. Им пришлось тянуть из воды уже не 80 кг веса Николая, а все 150. Никульшина спасли и отправили переодеваться в машину и сушить одежду на горячем двигателе. Проход нашли, трещину переехали. Так начинался наш обычный арктический день, за который мы смогли поехать 53 км, удалившись на 40,9 км. Сейчас мы ночуем в точке с координатами 83°27,063', 106°20,593' на 00:10 по московскому времени. До полюса 393 морских мили. Афанасий Маковнев.


3 апреля 2009 г.

Экспедиция вечером находится в точке 83°07,607', 106°29,070' на 23:00 по московскому времени. За день проехали 41 км. Удалились от места вчерашней ночёвки на 31,6 км. До полюса – 412 морских миль. Погода стоит ясная, морозная, с ветром, тосол от мороза превратился в гель. Медведей нет – собака скучает. Видимо от скуки Лиса решила учиться на механика. Утром она утащила у Владимира Обихода болт на 17. Володя без болта не может закончить работу, ищет его в снегу, а Лиса сидит за колесом с болтом, прилипшим из-за сильного мороза к её языку и трясёт головой. Наконец болт отклеился и упал в снег. Тут-то его и нашёл Владимир, сильно удивленный, как этот болт проделал такое расстояние. Вечером у «Емели 1» от вибрации отломился глушитель около выхлопного коллектора. Останавливаем машины в метре друг от друга, соединяем толстыми проводами все аккумуляторы. Теперь четыре параллельно соединённых аккумулятора позволяют нам заварить глушитель электродом 3 мм. После этого запускаем двигатели и едем ещё час, чтобы подзарядить севшие аккумуляторы. Так они продержат заряд всю морозную ночь и утром легко запустят двигатели. Афанасий Маковнев.


2 апреля 2009 г.

Сегодня мы опять встретили на своём пути трещины, разводья, торосы и открытую воду. Только теперь всё это нам досталось ещё более охлаждённым, чем обычно. Сегодня температура воздуха была ниже -45°С с сильным ветром. Наши оранжевые куртки хрустели как фанерные, на ресницах вырастали длинные снежные кристаллы, а под носами такой же длины ледяные сосульки. Но даже в такой мороз пришлось устроить заплыв «на байдарках и каноэ» ради спасения нашего четвероногого члена экспедиции. Лиса, ожидая, пока мы вырубим дорогу через зону торошения двух соприкоснувшихся больших ледовых полей, прилегла за вертикально стоящей льдинкой и заснула. В это время у «Емели 1» на переезде сломался рычаг подвески и машина зависла на границе ледовых полей. Как только «Емелю 1» вытянули другой машиной и последнее колесо прицепа оказалось на твердой поверхности, поля разошлись, а Лиса осталась спать на той стороне. Разделяющая нас трещина быстро увеличивалась. Механики приступили к ремонту подвески, а мне на резиновой лодке пришлось плыть за Лисой. Посадить её в транспортное средство всегда было не простой задачей. Мы уверены, что она поставила себе цель честно добежать до полюса своими ножками, считая езду в кабине автомашины неспортивной. В лодке она ещё ни разу не была. У края трещины, куда я причалил, была мокрая шершавая поверхность. Там Лиса сдаваться не захотела, а вот подальше на мягком снежку сразу легла и далась мне в руки. После этого мы вдвоём прыгнули в лодку и ребята вытянули нас обратно кевларовым тросом через свежий ледок. Доктор Сергей Ларин, державший себя в руках целую неделю, крепко выругал разгильдяйку в воспитательных целях. За время ремонта дрейф льда унес нас на 5 км южнее. Такое упущение надо было навёрстывать, поэтому ехали по ровным полям до 12 часов ночи, т.к. темноты совсем нет. Под вечер Василий Елагин переезжал 10-метровую трещину. Когда передние колёса «Емели2» уже были на твёрдом бруствере под задним мостом проломился лёд. Оба прицепа так же оказались в воде, а вокруг них плавали тонкие льдины. Сергей Ларин быстро наладил ледовый крюк и систему блоков для облегчения работы механической лебёдки «Емели 2». 10 минут слаженных действий экипажа и машина и прицепы уже были на берегу. Здесь же на ровном поле встаём на ночлег в точке с координатами 82°50,598', 106°12,222' на 00:40 по московскому времени. За весь день пройдено 49 км, удалились на 14,3 км. До полюса осталось 430 морских миль. Афанасий Маковнев.


1 апреля 2009 г.

Утром экспедиция разделилась на две части в поисках переезда через очередную трещину-реку. «Емеля 1» поехал налево, «Емеля 2» – направо. Оба экипажа нашли по ледовому мостику, но переезжать лучше не по отдельности, а всем вместе, т.к. вторая машина может помочь первой, если та провалится колесами в воду. Николай Никульшин зовёт по радио: «Езжайте ко мне налево, здесь около айсберга есть проход!» Другой экипаж отвечает: «А у нас тоже хороший проход». Николай сообщает: «Тут на айсберге вижу автограф «Здесь был Чу…», дальше отколото». Из «Емели 2» Сергей Ларин по радио вопрошает: «А какого года автограф?». Владимир Обиход включается: «Надо же, интересно, едем к вам». Трещину переехали, дальше попались движущие льдины, на границе которых лёд вздыбливался полутораметровой толщины плитами, трещал и скрипел, плиты вертикально поднимались и опускались под воду, а на их месте вода вскипала пузырями. Подъехали к очередной чёрной трещине шириной 3 метра. На поверхности воды красивый снежный узор. Цвета: белый, серый, черный и нежно-зелёный. С Алексеем Шкрабкиным вспомнили проезд кинокамеры над каналом в «Сталкере» Андрея Тарковского. Вдруг за 20 секунд трещина сошлась. Мы крутим руками, подаём сигнал Николаю Никульшину: «Скорей подъезжай». Не успел он подъехать, трещина разошлась на 1 метр и её берега поехали параллельно друг другу со скоростью 3 метра в минуту. Потом всё опять замерло. Мостик найден, перескакиваем. Дальше – больше. Просто едем со льдины на льдину, трещины с водой вокруг нас, но – о, чудо! – удаётся перескочить. Разведчики на «Емеле 2» уехали вправо искать проход. Вернулись, проход не нашли, но сообщили, что видели во льду вмёрзшую лыжу и сквозь лёд смогли прочитать процарапанные инициалы «В.Ч.». Проверять мы не стали, некогда, только посетовали на разведчиков, что те даже не сфотографировали лыжу. Так, в трещинах, в разводьях, скрипе и грохоте прошёл день и наступила белая ночь на широте N82°43,178', E105°52,451' на 22:40 по московскому времени. По одометру экспедицией пройдено 633 км. Сегодня проехали 64 км, удалились на 47 км. До полюса остаётся 463 морских мили. Афанасий Маковнев.


31 марта 2009 г.

Утром мы находились в зоне сильного торошения льда. «Река», на берегу которой мы ночевали, прямо у нас на глазах с треском сузилась и превратилась в ручей. Лёд полопался у нас под ногами, а некий невидимый «инженер» за считанные минуты соорудил ледовый мост, состоящий из нагромождения голубых угловатых льдышек размером с «Емелино» колесо каждая. После переправы держим курс строго на север. Сегодня впереди едет «Емеля 1» с двумя пешнями на бампере. Через несколько километров быстрой езды (10-15 км⁄ч) дорогу пересекает широкая река, частично закрытая молодым льдом, но с чёрной полосой открытой воды, куда мы немедленно заглянули. Дна не видать! Оно на 3000 метров ниже нас и называется «Котловина Нансена». Нам-то легко узнать глубину океана, всего лишь взглянув на современную карту и зная свои координаты с помощью системы GPS. А вот почти 120 лет назад норвежцу Фритьофу Нансену с командой, чтобы узнать глубину океана под килем своего вросшего в лёд корабля «Фрам», приходилось опускать стальной трос на дно, а затем вручную наматывать три километра троса обратно на барабан. Но даже 120 лет спустя, в наше время, у нас на маршруте тоже много ручной работы. Надо пешнями дробить глыбы торосов, откидывать руками большие куски льда из под колёс «Емель». Или вручную перетаскивать груз и прицепы через гнилые места с таким тонким льдом, который «Емеля» может проскочить только без прицепов и на большой скорости, а за ним лёд вздыбливается волной, но не ломается. К вечеру поверхность льда изменилась, превратившись в заснеженные поля, солнце ушло за облака, и рельеф водителям стало плохо видно, поэтому решено остановиться пораньше. Ночуем в точке N82°18,549', E105°09,513' на 22:15 по московскому времени. Афанасий Маковнев.


30 марта 2009 г.

Утром экспедиция не смогла продолжить движение в штатном режиме. За ночь температура опустилась до -45°С. Дул сильный ветер. И утром для запуска двигателей потребовалось вынуть аккумуляторы (у нас их по два на машину) из нижнего отсека, чтобы расположить их повыше над горящим примусом и подогреть электролит. После этой ювелирной процедуры двигатели были запущены, и экспедиция продолжила движение к полюсу по материку под названием «Северный Ледовитый океан». Материком сегодня мы его назвали потому, что пересекли бесчисленное количество рек и озёр. И даже были свидетелями «тектонических» процессов, когда только что прорубленная через торосы дорога исчезла за пять минут под надвинувшимися плитами льда. Мной, как кинооператором, неожиданно для самого себя было сделано открытие третьего измерения видеозаписи: первое – изображение, второе – звук, а о третьем я расскажу подробнее. Камера была установлена на штативе на большую плоскую глыбу льда на вершине тороса, а зум был настроен на максимальное приближение. Камера снимала «Емелю 2», едущего в 300-х метрах от меня по противоположному берегу большой реки. И камера записывала звук треска ледяных глыб под ногами. Одновременно она была ещё и сейсмическим датчиком, иногда вздрагивая вместе со льдиною и сотрясая изображение. Путь на север привёл нас в совершенно новую местность. Это были высокие гряды голубого льда. Когда мы прорубили пешнями взъезд и «Емели» заехали внутрь в долину между гряд, то ветер исчез и стало тихо. Здесь был совсем другой микроклимат. «Емели» проехали по глубокому оврагу, совсем скрываясь из вида, выехали на равнину и остановились в точке N82°02,823', E105°11,312' на 22:00 по московскому времени. Сегодня мы удалились на 23,3 км. До полюса – 480 морских миль. Афанасий Маковнев.


29 марта 2009 г.

Весь день двигались на север. Пройдено 28 км. Удалились от места ночёвки на 20,9 км. Всего со дня старта нами пройдено 495 км. Фактически сегодня завершён тренировочно-обкаточный период. Экспедиция набрала обороты. Команда стала слаженным коллективом. Преодолев страх перед тонким льдом и открытой водой мы приобрели бесценный опыт для дальнейшего пути. На «Емелях» теперь не только легко едем по торосам, но и научились на большой скорости проезжать по тонкому (15 см) гибкому льду не проваливаясь. Наша экспедиция называется Морская, но по морю мы едем «аки посуху», поэтому мы продолжим измерять пройденный путь в километрах, а вот приближение к заветной цели – Северному полюсу – будем измерять в морских милях. В направлении к полюсу 60 минут каждого градуса равны 60 морским милям (1 морская миля – 1852 м). Сегодня, когда экспедиция вошла в 500-мильную зону до полюса, мы подняли на высоком флагштоке, установленном на прицепе, флаг Военно-морского флота СССР с красной звездой и серпом и молотом. На закате остановились на ночёвку на берегу очередного канала. До полюса 488,3 мили. Вечером приходил молодой медведь. Лиса залаяла, а мы бросились хватать фото- и видеокамеры. Медведь устроил между машинами игру с Лисой в догонялки. Только три выстрела из карабина рядом с медведем остудили его пыл и он нехотя пошёл в торосы. Лиса, наша отважная боевая подруга, получила в награду большой кусок муксуна. Координаты местонахождения на 21:40 по московскому времени N81°51,706', E104°46,013'. Афанасий Маковнев.


28 марта 2009 г.

Сегодня экспедиция, двигаясь на север и проехав 33 км, удалилась от места ночёвки на 21,4 км. На протяжении дня «Емелю 1» вели поочерёдно Афанасий Маковнев, Николай Никульшин, Алексей Ушаков. «Емелю 2» – поочерёдно Василий Елагин и Владимир Обиход. Утром ремонтировали сломанный вал, время ремонта – 3 часа. На пути под колёса попадались большие ледовые торосы (скорость нашего движения 5 км⁄ч) тонкий лёд (скорость движениябы вовремя прибыть вечером на ужин к своему любимому блюду: строганине из муксуна, крупные 45 км⁄ч), ровные снежно-ледовые поля (скорость 25 км⁄ч). Наша разведчица и охранительница Лиса нигде не отставала, что стружки которого в таких случаях подают охлаждёнными до -35°C. Этот «ресторан» располагался на широте N81°40,538', E104°37,112' на 20:30 по московскому времени. Афанасий Маковнев.


27 марта 2009 г.

Рано утром мы выехали из точки ночёвки N81°16,8' в восточном направлении в поисках ледового переезда. Через 4 км мы нашли мостик, состоящий из молодого льда, толщиной от 10 до 15 см, и прошли по нему пешком 2 км, проверяя пешнёй крепость льда. Убедившись, что лёд выдержит вес пустой машины, начали переправу. Оставив прицепы, Афанасий Маковнев и Николай Никульшин на «Емеле 1», разогнавшись до 35 км⁄ч, выскочили на молодой лёд замёрзшего канала. Гоня перед собой волну всколыхнувшегося морского льда, помчались на северный берег. Дорога, помеченная нашими следами, была не прямая, а извилистая. Она петляла от островка к островку более плотного белого льда, через полосы серого мокрого молодого льда. Убедившись по радио, что «Емеля 1» уже на том берегу, таким же порядком стартовал Василий Елагин на «Емеле 2». Все четыре прицепа остались на южном берегу. «Емеля 2» на скорости 45 км⁄ч так же благополучно добрался до другого берега. После этого мы втроём пешком вернулись на южный берег к прицепам с топливом и продуктами. Здесь всемером впряглись в постромки и потащили по отдельности каждый прицеп на ту сторону на расстояние 2 км. Алексей Шкрабкин получил боевое арктическое крещение, провалившись под лёд по грудь. Купание в морской воде (-2°) очень бодрит, даже если купаться в одежде. На переправу ушло три часа. После этого мы пересекли ещё 4-5 более-менее мелких каналов (но без купания «коней»). К 20.00 мы остановились на ночлег. Координаты местонахождения на 21:06 по московскому времени N81°28,659', E104°34,323'. Афанасий Маковнев.


26 марта 2009 г.

Переночевав на южном берегу широкого канала с открытой водой, экспедиция с утра начала переправу автомобилей и прицепов на северную сторону. Сначала к «Емеле 1» мы привязали кевларовый трос, затем Афанасий Маковнев и Николай Никульшин переправились на ту сторону на резиновой лодке и перетянули туда 200 метров верёвки. Николай вернулся на южный берег, а Афанасий забил в лёд кованый крюк (он похож на фифу для ледолазания) и повесил блок с тросом. Второй конец троса вернулся с Николаем на южный берег. Василий Елагин на «Емеле 2» с привязанным к его машине тросом поехал от канала на юг и потянул Николая Никульшина на «Емеле 1» на север. «Емеля 1» съехал с берега в воду и поплыл через канал. Почти весь канал был покрыт молодым мокрым льдом ниласом толщиной 15-17 см. Этот лёд хорошо держит пешего человека без лыж, но машине приходится пробиваться через него, подминая и ломая его передними колёсами. Командовал такелажными работами на северном берегу Сергей Ларин, ему помогал Алексей Ушаков. Когда Николай Никульшин выехал на северный берег, воды в машине не было ни капли и он смог сразу потянуть за собой тросом «Емелю 2» с четырьмя прицепами. Вся эта кавалькада, похожая на плавучий паровоз с вагонами, благополучно съехала в воду и выехала на северном берегу. Мы быстро собрали лодку, верёвки, карабины, блоки и поехали вперёд. Но тут случилась поломка рычага поворотного кулака на прицепе. Ремонт остановил нас до вечера, но всё равно сегодня мы уже были севернее нашего прошлогоднего рекорда, т.е. мыса Арктический. Координаты местонахождения на 19:45 по московскому времени N81°16,777', E103°48,017'. Афанасий Маковнев.


25 марта 2009 г.

Сегодня проехали по крепкому льду 29 км. На 81°09' северной широты выехали к большому каналу с тонким льдом шириной до 450 м. Ширину определили при помощи бинокля с лазерным дальномером. Лёд двигался со скоростью 1м⁄мин. Мы установили вешки, чтобы следить за его движением. В течение часа измеряли ширину пролива. Она уменьшилась на 20 метров. Но всё равно у нас не хватает верёвок, чтобы пересечь этот широкий канал. Проехали 5 км, пытаясь найти более узкое место. Его указали два медведя. В бинокль мы увидели, как с противоположного берега по тонкому льду к нам двигалась медведица с медвежонком. Лёгкий медвежонок шёл пешком по тонкому льду, а тяжёлая медведица, проломив лёд, догоняла его, плывя под водой. Она пробивала лёд снизу головой, вдыхала воздух и опять заныривала под лёд. Когда медведи вышли около нас на берег, собака Лиса залаяла и смело бросилась в атаку, прогоняя их прочь от машин. Медведи решили с ней не связываться и вернулись на ту сторону, смешно раздвигая задние лапы и скользя ими по тонкому льду. Эта тактика позволяла медведям не проваливаться. Коля Никульшин тут же использовал этот приём, переправляясь в резиновой лодке на другую сторону канала на разведку. А после разведки мы перетянули его на наш берег верёвкой. Затем проехали на восток несколько километров вдоль канала. Найти более узкое место не удалось и мы связались по телефону со специалистам ледового центра Института Арктики и Антарктики, которые сообщили об ещё одном широком канале с открытой водой впереди по курсу движения экспедиции. Ночуем на твёрдом льду на берегу канала. Утром начнём переправу. Координаты местонахождения на 21:00 по московскому времени N81°09,864', E103°28,838'.
Афанасий Маковнев.
Сегодня экспедиция решала задачу нахождения приемлемого пути через полынью. Мы обратились с просьбой о помощи в ГУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» ГУ ААНИИ. Выражаем признательность руководителям Центра «СЕВЕР» и сектора ЦЛГМИ ААНИИ за оказанное содействие. В результате мы получили рекомендации по маршруту движения и спутниковый снимок ледовой обстановки в районе движения. Вот что нам сообщили: «По нашим данным экспедиция сейчас находится перед разводьем шириной 200-500 метров, простиравшимся в направлении восток-запад. На широте N81°17' находится еще более широкая полынья шириной 400-1000 метров, ориентированная так же. Это типичное направление разводий в этом районе. Севернее N81°17' расположен еще ряд разводий. Необходимо отметить, что к северу от широты N83°-N84° разводья обычно имеют направление 270-320 градусов. Ширина их составляет 100-1000 м., толщина льда 10-30 см.« На предоставленном спутниковом фото ясно видны полыньи, простирающиеся в широтном направлении. Сегодняшнее местоположение экспедиции указано на фото чёрной точкой. Виктор Скляров, штаб МЛАЭ.


24 марта 2009 г.

Движемся на север, северо-восток. Координаты местонахождения на 6:30 по московскому времени N80°49,900', E101°32,012'. Сегодня отметили день рождения Афанасия Маковнева ударным автопробегом по плавучим льдам Северного Ледовитого океана. Пройдено 60 км. Удаление от ночёвки на 51,6 км. Пересечён 81° северной широты. До полюса — 1004 км. Это был насыщенный день. Утром Николай Никульшин на «Емеле 1», пересекая по молодому льду 50-ти метровую трещину, проломил лёд. Освобождение машины из ледового плена длилось 40 минут с использованием троса и лебёдки. Василий Елагин на «Емеле 2», подобрав все четыре прицепа, проехал вдоль трещины на 300 метров и нашёл прочный переезд. Потом было много торосов и много ровных ледяных полей с простыми трещинами. Под вечер заехали на большие разрозненные льдины, где потребовались наши дюралевые пятиметровые лестницы. По одиночке машины без труда проехали по импровизированным мостикам, а прицепы проваливались колёсами в воду. Снова полиспаст, блоки и дружная матросская работа по перетягиванию каната на «раз-два взяли» и «держим-держим». Так, взявшись за короткие мачты на прицепах, мы вытаскиваем провалившееся колёсо из-подо льда, а машиной вытягиваем весь автопоезд на ровное место. Под конец пришлось торопиться, т.к. льдины начали двигаться под влиянием восходящей луны. Лёд заскрипел, и через минуту след от «Емели 2» исчез в нарастающей гряде торосов. Но мы уже были на следующем огромном поле льда, по которому помчались со скоростью 18-20 км⁄час. Полтора часа хорошей езды, и – остановка на ночлег и праздничный ужин с поздравлениями от друзей и зачитыванием приветственных SMS. Координаты местонахождения на 20:54 по московскому времени N81°00,767', E102°36,991'. Афанасий Маковнев.


23 марта 2009 г.

Петляя по дрейфующему льду моря Лаптевых экспедиция проехала 47 км, удалившись от места ночевки на 34,4 км. Нашему главному разведчику по кличке Лиса всего полтора года и первый скрип морского льда её напугал, а тонкий лёд и вовсе был ей не знаком. Лиса смело прыгнула на прозрачное зеркало полыньи и провалилась в воду. Затем быстро развернулась и с ужасом в глазах выскочила обратно. Отряхнулась, повалялась в снегу и снова побежала впереди, даже не захотев греться в машине. Пройдя большие торосы, мы выехали на огромное ровное поле, покрытое большим количеством мелких (до 50 см) трещин с открытой водой. Едем быстро: 10-15 км⁄ч. Лиса уже не боится и трещины перепрыгивает с ходу. Остановились окунуть руки в океанскую воду. Коля Никульшин качается на льдинках, перепрыгивает с одной на другую. Сергей Ларин, наш доктор, набирает соленой водицы в бутылочку – будет потом выдавать по столовой ложке как лекарство от горла. Вася Елагин кричит, что пора ехать и, вообще, хватит баловаться, экспедиция-то – спортивная. На ужин я строгаю муксуна, но мороз такой сильный, что на стружку одной рыбы уходит минут сорок. Лисе достаются самые жирные кусочки. Жир ей необходим, чтобы не замерзнуть лёжа ночью на снегу, ведь она должна подать голос при приближении белого медведя, и уже тогда мы примем меры самообороны. Координаты местонахождения на 20:00 по московскому времени N80°39,117', E100°51,470'. Афанасий Маковнев.


22 марта 2009 г.

Идём в море курсом 50. Идём в море курсом 50 градусов. Координаты местонахождения на 12.00 по московскому времени N80°16,464', E97°45,406'. В полдень вышли из пролива Красной Армии и на одном из островов забрали оставленное нами в прошлом году топливо. Идём в море курсом 45 градусов. Скорость 18 км⁄час. Через час начинаются торосы, скорость снижается. В 19:30 остановились на большом ровном ледовом поле: со всех сторон торосы высотой до полутора метров. Решаем встать на ночлег. За этот день проехали 98 км. Мороз, ветра нет. Ребята готовят ужин, а я иду в торосы с видеокамерой. Делаю медленную панораму с рук: на переднем плане собака Лиса спит в уютной снежной ямке, а на заднем плане наши алюминиевые машины среди сиреневых льдин. Ужинаем строганиной из муксуна, сублимированным борщом с салом. Пьём горячий чай с шоколадом и лимоном. Координаты местонахождения на 19:40 по московскому времени N80°29', E95°16'. Алексей Шкрабкин целый день сочинял стихи, на короткой остановке около айсберга он вышел покурить и замечтался. Мы поехали, а он остался. Его подобрал Вася Елагин. Этот эпизод напомнил нам нечаянно оставленного Чуковым в 2007 году на Печоре Илью Фрейдовича. Про тот смешной случай мы тогда сочинили песню и теперь я спою её Алексею:
Учёный большой стратегический
надежда семьи и страны
бредёт по пустыне Арктической,
блестят на нём шлём и штаны

Под шлёмом вращается искренний,
терзающий душу вопрос:
«По что же мои сотоварищи
умчались за дальний торос?

Не щёлкать мне больше орешечков,
не грызть своего сухаря!
склюют меня в темечко пташечки,
и сгину во льдах я зазря! (для страны)

Пусть оставлен один! В одиночку я
докую свой последний патрон!
Брошусь мозгом на штурм и, всю ночь куя,
утром выдам новейший клистрон (для страны)!»

Он всю ночь, замерзая, чертёж рисовал,
оборону страны укрепляя.
Лишь под утро был найден и каждый вставал,
сотоварищу честь отдавая.

В глыбу льда заморожен, доставлен домой.
Кто увидит, тот плачет, рыдая:
он чертёж держит левой замёрзшей рукой,
карандашик из правой роняя.

У меня борода уже стала седой,
с головы волосья выпадают!
Ну, а он в мавзолее такой молодой
и во льду никогда не растает!

Афанасий Маковнев.


21 марта 2009 г.

Двигаемся по проливу Красной Армии между мысом Гусиный Нос и мысом Гряда. Экспедиция с 10 утра до 20 вечера проехала по льду пролива Красной Армии 99 км. Наша собака Лиса пробежала рядом с машинами почти всё это расстояние. И только под вечер заскулила и попросилась внутрь, показав на остановке, что хочет полежать на снегу. Мы забрали её в машину, но через полчаса Лиса опять выпрыгнула. Снег твёрдый, бежать легко и весело. Температура -35 градусов. Солнечно и почти нет ветра. Иногда на коротких остановках мы выходили из машин без шапок, курток и без перчаток. Мы останавливались около айсберга, отколовшегося от ледника Альбанова. Ледник стекает с острова Октябрьской Революции. От айсберга накололи пресного льда, будем вечером варить вкусный чай. В 19:03 зашло солнце и наступили красивые сумерки. В 20:00 заехали за большой айсберг с подветренной стороны на ночлег. Экипажи по «Емелям» распределились так: «Емеля 1»: Маковнев, Никульшин, Ушаков, Шкрабкин. «Емеля 2»: Елагин, Обиход, Ларин. Восьмой член экспедиции, Лиса, гостит в каждом из «Емель» по очереди. Пока едем, топим снег в специальных ёмкостях, расположенных у двигателя. На стоянке в обеих машинах кипятим воду на бензиновых примусах, а на ужин собираемся все вместе в «Емеле 2». Координаты местонахождения на 18:00 по московскому времени N80°05,701', E95°24,543'. Афанасий Маковнев.


20 марта 2009 г.

В 18:00 по местному времени экспедиция стартовала с острова Голомянный! В 19:00 проехали заставу на острове Средний. Пограничники подарили нам собаку по кличке Лиса. Сейчас мы движемся по проливу Красной Армии на восток. Скорость 8 км⁄ч, температура -30 градусов, снег твёрдый и прочный, маленькие торосы. Погода ясная, светло. Большое спасибо всем, кто отправлял нам SMS-пожелания. Большая просьба слать SMS латинскими буквами, обязательно подписываться, иначе не понятно, от кого пришло послание, а очень хочется прочитать. Все члены экспедиции выражают громадную благодарность начальнику полярной станции Лутченко Игорю Михайловичу и его жене Галине за поддержку. Они нас кормили и помогали в подготовке к ледовому походу. Координаты местонахождения на 16:00 по московскому времени N79°31,898', E91°29,501'. Афанасий Маковнев.


19 марта 2009 г.

Сегодня всё ещё находимся на полярной станции на острове Голомянный. Вечером начальник станции Лутченко Игорь Михайлович натопил баню. Подготовка закончена, утром будем укладывать весь груз на четыре прицепа. Афанасий Маковнев.


18 марта 2009 г.

Сегодня мы продолжаем подготовку к ледовому походу на базе полярной станции на острове Голомянный. Вечером отметили 51-ый день рождения Николая Никульшина. Афанасий Маковнев.


17 марта 2009 г.

Экспедиция находится на полярной станции на острове Голомянный. Готовим машины и прицепы к походу. Все участники чувствуют себя хорошо, готовятся к ледовому походу. Сегодня Елагин и Обиход собрали прицепы. Никульшин перебрал все рычаги и переставил шаровые опоры. Шкрабкин перебрал все ступицы и поставил крышки на ступицы вместо хабов. Ларин и Ушаков упаковали все продукты в герметичные пластиковые бочки. Маковнев связал 5 метровую лестницу из алюминиевых труб, чтобы переезжать через трещины. На полярной станции работают 2 человека: начальник Лутченко Игорь Михайлович и его жена Галина Сергеевна, остальные полярники в отпуске. Афанасий Маковнев.


16 марта 2009 г.

Морская ледовая автомобильная экспедиция на двух самолётах ФСБ России вместе с машинами «Емеля 1» и «Емеля 2» прибыла на остров Средний архипелага Северная Земля в составе 7 человек: руководитель Василий Елагин, заместитель руководителя Афанасий Маковнев, Владимир Обиход, Сергей Ларин, Николай Никульшин, Алексей Ушаков, Алексей Шкрабкин. Погода: -30 градусов, юго-западный ветер 10 м⁄c. Прямо на взлётной полосе ставим машины на маршевые колёса и вечером переедем на остров Голомянный, где нас ждут полярники и горячий ужин. Мы привезли им свежие овощи и другие продукты. На полярной станции мы подготовим экспедицию и выйдем на маршрут. Афанасий Маковнев.


12 марта 2009 г.

МОРСКАЯ ЛЕДОВАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (МЛАЭ-2009) утром 10 марта, погрузив оба автомобиля-амфибии «ЕМЕЛЯ 1» и «ЕМЕЛЯ 2» с прицепами и всем экспедиционным грузом на грузовые фуры направилась в аэропорт Шереметьево, куда этим же утром уже прилетели два грузовых самолёта Ан-72 Управления авиации ФСБ России. На них предстояло погрузить оба автомобиля и весь груз. Мы рассчитывали управиться за шесть часов, но техническая задача по загрузке «Емели» в грузовой отсек самолёта оказалась очень сложной. Размеры «Емели» такие: длина 5200 мм, ширина 2450 мм, высота 2050 мм. Размеры грузового отсека самолёта немного больше по всем измерениям, но всё равно двенадцать офицеров обоих экипажей, семеро участников экспедиции, все провожающие и сочувствующие с помощью домкратов, полиспастов, блоков, тросов и нескольких ласковых слов два полных рабочих дня решали эту задачу. Решили! Одновременно мы решали не менее сложную бюрократическую проблему: как выпустить экспедицию с острова Средний за морскую границу России в нейтральные воды Северного Ледовитого океана и не нарушить при этом ни одного Закона и ни одной должностной инструкции Пограничной службы и Таможни. Решили! 12 марта 2009 года самолёты вылетели из аэропорта Шереметьево в Воркуту. Афанасий Маковнев.


7 марта 2009 г.

На автомобилях – к Северному Полюсу!

МОРСКАЯ ЛЕДОВАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ в 2008 году установила автомобильный рекорд, впервые проехав на машинах от Полярного круга (город Салехард) до 81°16' северной широты (мыс Арктический архипелага Северная Земля) и вернувшись обратно к Полярному кругу (до Ямбурга и Нового Уренгоя). При поддержке Управления авиации ФСБ России в марте 2009 года экспедиция стартует с острова Средний архипелага Северная Земля с целью достижения Северного Полюса. По плавучим льдам Северного Ледовитого океана участники экспедиции будут передвигаться на усовершенствованных автомобилях-амфибиях «Емеля 1» и «Емеля 2» конструкции инженера Елагина и оснащенных колесами с шинами низкого давления ОШ-1⁄1350х500. Сумев выйти выше 81°16' северной широты и продвигаясь всё дальше на север экспедиция будет каждый день улучшать автомобильный рекорд до тех пор, пока не доедет до отметки 90°00' северной широты. Афанасий Маковнев.