English
ДНЕВНИК

28 апреля 2011 г.

Сегодня, в 10:00 по московскому времени участники МЛАЭ-2011 прилетели на вертолёте в Дудинку. В связи с очень сложной ледовой обстановкой было принято решение законсервировать машины до следующего года на погранзаставе на Северной земле. Хотя "Емели" и машины-амфибии, но преодолеть многомильную полынью вокруг Северной земли даже этим замечательным машинам не по силам. Сделан очень большой задел для экспедиции МЛАЭ-2012. Машины испытаны. Пройдено более 2800 километров, часть из них по тяжелейшим льдам Карского моря. В команде все здоровы и полны решимости закончить намеченный маршрут в 2012 году.

Справа расположен спутниковый снимок района Северной земли, любезно предоставленный экспедиции заместителем начальника Центра "СЕВЕР" ГУ "ААНИИ" Быченковым Юрием Демьяновичем, помогавшим в течение всей экспедиции добрым словом, советами и прекрасными, привязанными к координатам, снимками района прохождения экспедиции МЛАЭ-2011. Его комментарии к снимку: "Это последний снимок NOAA. Как видно кругом вассер". Когда Юрий Демьянович узнал по электронной почте, что заплыв по Северному ледовитому океану не состоялся, и экспедиция благополучно вернулась на большую землю, я получил от него буквально через минуту сообщение с сакраментальной фразой: "Слава Богу", к которой, я думаю, все болевшие за экспедицию присоединятся. Завтра ожидаем прибытие участников МЛАЭ-2011 (правда без двух боевых"Емель" ;-) в Москву. Скляров Виктор


17 апреля 2011 г.

Ясный восход, морозная была ночь, но давление опять опустилось, южный ветер, немного снег, противно. Сижу на Голомянном, полярной станции. Позади сутки непрерывной езды по припаю острова Октябрьской Революции, далее к о-ву Средний, пограничники берут с нас слово, что завтра к ним в баню, и наконец – долгожданная полярка со старожилами Лутченко и Омельченко. Анатолий – молодой отец – родили со Светланой мальчика 2 года назад, уезжает через несколько дней на материк. Игорь Михайлович, наоборот – только заступил и с двумя молодыми метеорологами будет здесь до следующей весны. Возвращаемся сюда как домой, со смехом нам выдают забытые нами же полотенце, стоят нетронутыми два ящика железок, смазки и т.д. Здесь приведем себя, машины и снаряжение в порядок, дня три, не больше, и в путь. Вот толькокуда – на север или на юг. Задача – связаться со всеми возможными компетентными респондентами и получить по возможности исчерпывающую картину сегодняшнего состояния льда в Арктике.

Мы на Голомянном

Мы на Голомянном

Вокруг Голомянного – с трех сторон вода. Анатолий Омельченко здесь с 1991 года – говорит, что видит такое в это время впервые. На принятие решения отводим 2-3 дня. К счастью, техника серьезного ремонта не требует, а Зайцев и Ваньков, у которых чешутся руки, занимаются улучшениями, пришедшими в голову в течение многих часов, проведенных за колкой льда. Решение будет, о чем и сообщим немедля всем вам, дорогие друзья на материке. Василий Елагин

Однако, самолёт

Однако, самолёт


16 апреля 2011 г.
Зелёный...

Зелёный...

Привет Большой Земле!!!

Привет Большой Земле!!!

Красный...

Красный...

Северная Земля, о. Голомянный. Наконец-то!!! 16 апреля 2011 7:30 N79° 33.919 E90° 33.939'


15 апреля 2011 г.

Добрались, до Северной Земли. Это было что-то. Давненько так не пахал, как на пике Победы. Не хотело нас отпускать Карское "теплое море", похоже, расстаемся, буду помнить этот водоем. Вид сейчас за бортом, Рериху не снилось, пастельный рассвет - день - ночь. Светло, торосы, айсберги, берег. Думаем завтра за день дойти до Голомянного, хороший ровный припай, правда, как только начинаем мечтать, наступает немедленно ж... Будем стараться. -20°C, ветер умеренный, в машинах тепло, в спальниках тем более. Вобщем, отлично. Сергей Исаев

Рериху и не снилось...

Рериху и не снилось...


14 апреля 2011 г.

Выспались, погода улучшилась. Видимость есть, но не чрезмерная. Первые 100-200 метров пути по льдине, на которой мы ночевали, настроили нас на довольно безмятежный лад - до берегов Северной Земли 17 км, - прорвемся. И вскоре пришлось прорываться в прямом смысле слова. Тяжелые торосы почти без ровных льдин между ними, да еще обильно во всех понижениях присыпанные и задутые свежим снегом. Машины при всей своей проходимости без помощи извне проходили за раз не больше 100 метров. При этом люди, подкалывавшие лед, догоняли эти 100 метров с большим трудом. Делая шаг, каждый раз не знаешь, на какую глубину провалится твоя стопа - ровно по колено, чтобы об край неглубокой трещины удариться чашечкой, либо иногда по подмышки, и то только потому, что у Обихода еще сохранилась реакция альпиниста высокого класса. Он просто повис на руках, а ноги так ни до чего и не достали. Стар и млад - Исаев и Зайцев - при подъеме на снежный надув исполинских размеров просто и деловито "включили полный привод" и на четвереньках добирались до его вершины. Ваш покорный слуга каждые 100-150 метров лез на крышу, чтобы как Ильич у Финляндского вокзала в надежде увидеть направление к светлому будущему. Машины со своей вереницей прицепов как ужи извиваются среди ледяных истуканов, стоящих как на острове Пасхи на страже величия и безмолвия этой величественной бесконечности.

Как Ильич у Финляндского вокзала

Как Ильич у Финляндского вокзала

К середине дня добрались до полей разреженных торосов, проехали пару километров по ним, и, чтобы не расслаблялись, Карское море подкидывает нам свежий разрыв поперек нашего курса. Но озверевших, уже почуявших запах берега, нас было этим не остановить - повертели головой вправо-влево, решили плыть. Это был последний элемент арктической автомобильной азбуки не пройденный нашими новобранцами. Через час с небольшим мы ехали дальше, а еще через два - сдвинули кружки с разведенным - триста километров торосов Карского моря были позади. P.S. Одометр - 2754 км, ветер восточный очень свежий, -25, настроение деловое. Василий Елагин

Поля разреженных торосов

Поля разреженных торосов


12 апреля 2011 г.

50 лет назад человек уже полетел в Космос, технологии шагнули далеко вперед, а у нас, здесь, в Карском море, как сотни тысяч лет назад – лед, торосы в большом количестве, соленая полезная морская вода, и снег, и ветер, и в этом году что-то нечасто – солнце. Подход к маршруту продолжается – он просто затянулся и из-за природных условий превратился сам по себе в тяжелый маршрут. На одометре навигатора 2715 км. Машины нас радуют – проходимость невероятная, после плавания пытались из корпуса сливать воду – ничего не вылилось, а главное их обитаемость. Корпус, в котором даже высокого роста человек спит, вытянувшись поперек, полки, ящику – как в даче на колесах.

Внутри ЕМЕЛИ

Внутри ЕМЕЛИ

Втянулись в кочевую жизнь и продолжаем наше небыстрое движение на Север. Порядок движения следующий: в лидирующей машине 5 человек: водитель, оператор, запечатлевающий все драматические и не очень моменты для потомков, спящее тело подвахтенного, и двое молодцов, которые в момент остановки перед препятствием десантируются из машины, и деловито схватив свои, стоящие на бампере инструменты, начинают колоть лед. В ведомой машине два человека, водитель и сочувствующий, его задача – восхищаться мастерством водителя и сочувствовать ему в напряженные моменты. А еще оба они сочувствуют передовой команде и иногда даже спрашивают голосами, полными надежды: «Помощь нужна?» Хорошо, что мудрое начальство ежедневно производит ротацию кадров в целях гармоничного развития личности участников похода. Вот так и живем. Всего и всем хорошего и гармоничного.
Василий Елагин.

Готовим еду

Готовим еду


10 апреля 2011 г.

Срочно в номер. Мы успели запрыгнуть в уходящий вагончик. По совету Ю.Д.Быченкова из ААНИИ, мы искали, по его выражению, наш последний шанс на востоке он нас, и нашли его. Поспав меньше четырех часов, накинулись с пешнями на огромные торосы, окаймлявшие края полыньи, под скрежет движущегося льда успели протиснуть обе машины и все наше кочевое хозяйство через ее раздвигающиеся края и оказались к 13 часам на дрейфующем льду Карского, родного нам теперь, моря. Большое спасибо за вовремя присланные снимки ледовой обстановки и их интерпретацию!

Накинулись с пешнями на огромные торосы

Накинулись с пешнями на огромные торосы

Некоторое время мы ехали по несложному рельефу, но как только возрадовались, пошли опять торосы с самого гостеприимно распахнувшегося горизонта. Спасла положение тянувшаяся справа от нас полынья, покрытая льдом, по которому можно ехать, но быстро, стоять нельзя, и местами расположены «волчьи ямы». Двигались вдоль «берега» на полном ходу, решая задачки типа «справа 30° вода, петляя между пятен открытой воды, мы закончили трудовой день на уютной льдине с координатами N78° 30' и Е93° 36'. После заслуженных 100гр. пять минут помечтали о светлом будущем, после чего завалились спать. Всем привет. Василий Елагин

«Солёные кристалы»

Солёные кристалы


8 апреля 2011 г.

Коротко в связи с усталостью. Как там в песне поется? «Вагончик тронется, а он останется». Лед уплыл, а мы на островном припае. Так и мы – хотели перескочить, а не успели: и встали в 4:30, и торопились, а проехали недолго, и вот он, наш Сиваш – от запада до востока полынья необычайной красоты, даже большой лахтак смотрел на нас с любопытством, типа им что, делать нечего, тут болтаться? Мы бы давно уже рады, но крепки объятия Карского моря, уж отпустило бы нас на волю… Пока ходила разведка гулять, мы измерили все: количество веревок, солярки, мужества и юмора. Оказалось ничего – пока держимся, чего и вам желаем, дорогие наши болельщики. Василий Елагин.

Объятия Карского моря

Объятия Карского моря


7 апреля 2011 г.

Находимся у самого острова Воронина, видим высокий маяк, но нас от него отделяет большая полынья шириной от 300 до 3000 метров. Чтобы перебраться на островной припай надо найти максимальное сужение полыньи. Ветер дует с северо-востока, усиливается. Едем вдоль полыньи на север, находим узкое место с тонким льдом, где ширина воды не больше 200 метров. Разведчики вышли с пешнями на лед - докладывают, что без прицепов машина проскочить сможет до воды, чтобы сократить время и расстояние плавания. Учитываем снос из-за ветра и выбираем место на том берегу для выхода машин из воды. Итак, решение плыть принято. Готовим лодку, фифы, блоки, кевларовые троса, распределяем роли - все семеро будут задействованы. Ветер еще усилился, и лед пошел, стал дрейфовать. Поле тонкого льда, по которому мы собирались разгоняться начинает сужать водяной канал и он исчезает у нас на глазах. Но и слева и справа вода остается. Перескочить здесь, разогнавшись по тонкому льду-наш единственный шанс.

Полынья у острова Воронина

Полынья у острова Воронина

Ледяные поля закрыли воду и стали наползать одно на другое. Теперь можно ехать. Машины мчатся по 12 сантиметровому льду, лед прогибается, но держит! Теперь дело за прицепами. Их у нас шесть. Диспетчер дает зеленый свет первому составу из трех прицепов. Кевлар заведен и зацеплен за фаркоп "Емели-4", направляющие фифы с блоками воткнуты в лед. Поезд тронулся! Переезжая через полосу тонкого льда, прицепы проваливаются и замирают, покачиваясь на шинах оболочках. Команда налегает вручную на канаты, помогая "Емеле" и прицепы с нашими продуктами, топливом и личными вещами один за другим поднимаются из воды на лед. Все вещи и продукты сухие, в герметичных пластиковых бочках. Второй состав паровозиком переезжает с поля на поле уже меньшее расстояние, так как место столкновения полей быстро исчезает под лед припая.

Провалились

Провалились

Собираем железное снаряжение. Под наползающие слои льда чуть было не пропала пешня, фифа и блок. Полярник Обиход блок спрятал в карман и всех ругал за его утрату. Елагин объявил ему благодарность и обещал вечером двойную чарку "наркомовских" в назидание другим полярникам команды "Емеля", чтобы не спали в критических ситуациях. Вся операция заняла часа два. Переезжаем гряду припайных торосов и вот мы на толстом льду, окаймляющем остров Воронина. Проезжаем несколько приятных километров по ровному старому льду на запад, но справа от нас на север простирается бескрайнее поле старого торошения. Видимость падает, ветер по-прежнему сильный, очень холодный. В 19 часов останавливаемся ночевать. Пройдено 2576 км., координаты экспедиции N78° 13.180' E093° 33.728'. Такие дела. Василий Елагин, Афанасий Маковнев.

Полярник Обиход спрятал блок в карман и всех ругал за его утрату

Полярник Обиход спрятал блок в карман и всех ругал за его утрату


6 апреля 2011 г.

От Уренгоя пройдено 2558 км. Находимся на широте острова Воронина в семи километрах восточнее него. Перед нами полынья, отделяющая нас от вожделенного припая, который по нашим представлениям тянется до острова Средний. Последние три дня прошли под знаком ударной борьбы с торосами и полыньями. Такого количества препятствий на 1 км пути нам не попадалось ни в одной предыдущей экспедиции. Так что нашим новобранцам повезло - образовательный курс Карское море заставило их пройти экстерном. Что ни день, то применяется практически весь арсенал технических средств для продвижения в торосах.

Образовательный курс-движение по лестницам

Образовательный курс-движение по лестницам

В Карском море нам встретилось совершенно новое для нас препятствие - поля блинчатого льда, где круглые льдины - "блины" от 5 до 20 метров диаметром окаймлены снежно-ледовой бахромой высотой до метра и более, а между "блинами" трещины глубиной до метра. Езды по этим "блинчикам" не пожелаешь и врагу, тем более нашим любимым "зеленому" и "красному" вездеходам. Они идут по этому ужасу на первой-второй передаче, ухитряясь к тому же тянуть по три прицепа. Нагрузки на трансмиссию страшные, но пока техника справляется. Мы все скучаем по своим родным и любимым и передаем приветы друзьям. Василий Елагин.

Иногда, бывает, рука дрогнет - и машина сползает со льдины боком

Иногда, бывает, рука дрогнет - и машина сползает со льдины боком


3 апреля 2011 г.

Который день в торосах? Уже не считаем, а просто, как настоящие трудящиеся, встаем в 5 – 5.30, в 7 выезд и до 22 – 23 часов, по настроению. Начинаем уставать, даже любовь к Арктике не побеждает усталости. Это нам за самонадеянность: в Дудинке капитан ледокольного судна «Талнах», симпатичный моряк Владимир Николаевич сказал, что Карское море в смысле ледовой обстановки очень непростое, а в этом году недавний мощный циклон перемесил его совсем сильно. Мы выслушали его, а про себя подумали: мы то ж опытные, к полюсу ездили, что нам Карское море. И вот доказываем себе третью неделю в Карском море, что мы не только недостаточно опытные, но еще и самонадеянные. Зато наука! Из любой ситуации мы стараемся что-то извлечь, иногда опыт, знания, а в этот раз мы просто хотим извлечь себя из ледовых дебрей Карского моря. Привет всем на Большой Земле. Вспоминайте иногда тех, кто в море! Кстати, сегодня Сергей Исаев празднует свой 54-й день рождения. Поздравляем его и ждём приглашения на вечеринку в нашей тесной кампании. Василий Елагин.

Сергей Исаев

Сергей Исаев


2 апреля 2011 г.

Третий день движемся на север от острова Русский в сторону острова Среднего в архипелаге Северной Земли. Очень много разрывов – так называемые реки-речушки начинают надоедать. Уходим на северо-запад, в отрыве от земли надеясь обрести не так сильно всторошенный лед. Машины радуют – едут, но местами «пересеченка» такая, что, в основном, используется первая передача и, как подарок, вторая. Используем лестницы, связанные загодя еще во время пурги на острове Русский. Пару раз пользовались лебедкой вездехода, ледовыми якорями блоками и карабинами. Звучит красиво, но основным инструментом для продвижения вперед в торосах Арктики остается хорошая увесистая пешня. Колоть и отгребать – вот основной секретный прием полярных автомобилистов.

Торосы в Карском море

Торосы в Карском море

Два раза за день приходилось переезжать по лестницам через трещины во время активных подвижек льда – при этом необходимо быстро и точно красивыми движениями уложить лестницы в нужное место, а водителю быстро провести все шесть осей автопоезда. Иногда, бывает, рука дрогнет - и машина сползает со льдины боком, уже глядишь – и в воде, - надо спасать. В общем, скучать не приходится – пешня ржаветь не должна. На одометре 2403 км, до среднего еще 250, хоть бы полегчало, а то получается Карское море от слова кара, за что только вот – не понятно. Василий Елагин.

Пешня ржаветь не должна

Пешня ржаветь не должна


1 апреля 2011 г.

У нас все хорошо, петляем среди трещин по Карскому морю северо-западнее острова Русский курсом от 345 до 020 в сторону Голомянного. Юрий Демьяныч Быченков присылает очень хорошие снимки ледяного покрова, на них видны сетки трещин и это помогает нам выбрать стратегию маршрута - сейчас мы хотим продвигаться на север и потом на северо-восток к проливу Шокальского, чтобы дальше ехать по припаю Северной Земли. За день проехали 28 км, удалившись от места ночевки на 20, это хорошее соотношение. Афанасий Маковнев.

Снимок с ИСЗ с разрешением 250м.

Снимок с ИСЗ с разрешением 250м.

Снимок с ИЗС района нахождения МЛАЭ-2011

Снимок с ИСЗ района нахождения МЛАЭ-2011


31 марта 2011 г.

Вечером 29го мы въехали в первые торосы южнее острова Русский, 30го весь день торосы и ломаный торошением лед. Пробились на 8 км. 31-го всего на 14 км. Объезжаем ЮЗ оконечность острова Русский, с каждого высокого тороса ясно видим родной маяк, у которого пурговали несколько дней. Афанасий Маковнев.

Торосы южнее острова Русский

Торосы южнее острова Русский


30 марта 2011 г.

Уехали с Русского, огибаем его с юго-запада, пошли на север. Прошли несколько гряд торосов. Это надо видеть, не подозревал, что такое возможно. Координаты местонахождения на 21:30 по московскому времени N76° 55.818', E094° 59.894' Сергей Исаев

В ответ на просьбу Василия Елагина о "правдивой информации о состоянии льда в юго-восточной части Карского моря" пришло письмо от Ивана Кужеливского, участника МЛАЭ-2008.

Добрый день, друзья!
В западной части пролива Вилькитского всегда очень сложная ледовая обстановка. С этим мы уже сталкивались в 2004 году с Владимиром Чуковым. Нужно было идти от мыса Челюскин, от заставы по кратчайшему пути. Мы с Шарниным считаем, что в данной ситуации следует ждать, поскольку Южные ветра отогнали льды, вокруг вода. По обстановке у берегов Канады - она очень сложная во второй половине июня. Прошлой экспедиции повезло, что льды нагнало на Ward Hunt от мыса Колумбия. Мысленно с вами! Удачи!

Справка: Вилькицкого пролив - пролив между полуостровом Таймыр и Северной Землёй, соединяет Карское море с морем Лаптевых. Длина около 130 км. Наименьшая ширина 56 км. Глубины до 210 м. Плавучие льды встречаются в течение всего года. Открыт в 1914 гидрографической экспедицией на судах «Таймыр» и «Вайгач». Назван по имени русского гидрографа Б. А. Вилькицкого.
Карта облачности по данным спутника Метеор-М

Карта облачности по данным спутника Метеор-М


29 марта 2011 г.

Налево пойдешь – коня потеряешь, направо – голову… Не желая терять ни того, ни другого, стоим на месте уже пять дней и ожидаем прояснения ситуации с состоянием льда в юго-восточной части Карского моря. Из многочисленных телефонных разговоров узнаем, что такой погоды не было здесь лет двадцать. Старички в команде относятся в вынужденному сидению философски, молодежь, как ей и положено, стучит копытом. Попытки обеспечить им постоянную занятость не увенчались успехом, дел не так много, а делают они их быстро. Подсчитали расход топлива на 800 км перегона от Диксона к месту сидения – 35-36 литров на 100 км по путям средней трудности с караваном из трех прицепов у каждой из машин, что соответствует расчетному количеству и позволяет надеяться совершить заявленный поход в автономном режиме.

Вода вокруг острова Русский

Вода вокруг острова Русский

Команда разделилась – в зеленой машине экипаж спит поперек, в красной вдоль машины, как это связано с цветом, поручено выяснить В.И. Яночкину, возможно, по результатам исследования будет написан фундаментальный труд и защищена диссертация. Василий Елагин.

P.S. Уважаемые читатели новостей. Мы будем безмерно благодарны, если с вашей помощью получим правдивую информацию о состоянии льда в юго-восточной части Карского моря.

Утро 29 марта 2011г.

Утро 29 марта 2011г.


27 марта 2011 г.

Четверо суток потеряно нами в районе о. Русский из-за крайне неблагоприятной ледовой обстановки. Южным ветром лед отодвинуло от архипелага Норденшельда, и возможности перескочить на шапку дрейфующих льдов нам пока Арктика не представляет. Давление низкое, погода теплая, крайне неустойчивая. Занимаемся хозяйственными делами, связали в добавок к старым еще две дюралевых лестницы для переездов через неширокие трещины. Афанасий передал свое тайное знание в этой области Сергею Исаеву, и теперь у нас есть двое хранителей эскимосской веревочно-ременной культуры.

Процесс торошения

Процесс торошения

Ждем нужного ветра, и хоть какого-то улучшения ледовой обстановки. Стоим у деревянного маяка на Ю-З оконечности острова Русский. Построен он в 1961 году, высота 20м, источником света служили электрические батареи и ацетилен. Обслуживался, вероятно, полярниками со станции на северной оконечности острова, теперь, как почти все в Арктике, не работает. Василий Елагин.

Маяк на острове Русский

Маяк на острове Русский


24 марта 2011 г.

Четверо суток пургливая погода, тепло, до -7 С°, поземка, белая мгла, сильный ветер, от Диксона Арктика приготовила нам для проверки весь набор своих сюрпризов. С низкой скоростью передвигаемся стиснув зубы, и упираясь взглядом больше в экраны навигатора и компьютера с картой, чем в лобовое стекло, добираемся до северной оконечности острова Русский. Машины ведут себя хорошо, команда тоже, едем круглые сутки, причем, если вахта приходится на темное время суток, это считается удачей, так как в свете мощных фар рельеф снега и торосы видны лучше, чем в дневном молоке.

Пургливая погода

Пургливая погода

На острове Русский – заброшенная полярная станция, окна – двери повыбиты медведями. Как следствие сильного южного ветра, еще один сюрприз Арктики – полынья, преградившая нам путь на Север. Поздравляем всех работников гидрометеослужбы с их профессиональным праздником, желаем успехов в их колдовской работе и здоровья. У нас же сегодня своя гулянка – главный эскимос команды Афанасий Маковнев празднует сорок девятый день рождения и даже и даже пригласил всех нас. Так что все хорошо, чего желаем и всем всем на материке. Василий Елагин.

Белая комната

Белая комната

Экспедиция находится на острове Русский в Карском море. Вокруг острова большая полынья и команда ищет проход, чтобы идти к Северной Земле. Координаты местонахождения на 16:00 по московскому времени N77° 1.847', E95° 32.401'. Афанасий Маковнев.

Афанасий Маковнев в день рождения

Афанасий Маковнев в день рождения


16 марта 2011 г.
Елагин и ледокол Таймыр

Елагин и ледокол Таймыр

Шли курсом 0° на Диксон, до которого оставалось около 50 км. «Автопоезд» вёл Владимир Обиход. Когда пересекали мыс Ефремов камень, дорогу преградило сильное торошение. Обиход посмотрел в бинокль, увидел большое ровное поле примерно в одном километре от берега и решил ехать по нему. Справа от себя он увидел увеличивающуюся трещину. Он вышел с пешней и ударами по льду проверил его толщину. Она составляла 25 см. Лёд был мокрый, но машины держал хорошо. Команда спала, Володя всех разбудил, и в это время трещина разошлась до 50 м, а вокруг спереди и с зади стали появляться новые трещины. Это было влияние отлива. Мы попытались уйти на запад в противоположную сторону от нужного нам берега. Потом нашли самое узкое место (45 м), чтобы переправиться назад на восточную сторону. Надули лодку, достали кевларовый трос. Сергей Исаев и Владимир Яночкин переплыли на другую сторону, натянули трос и организовали переправу. В это время механики проверяли состояние пыльников на шрусах приводных валов. Выяснилоь, что один пыльник повреждён и его стали менять. Пока меняли, льды сошлись и мы переехали. Температура -30°, солнечно, хорошо. К девяти вечера приехали на Диксон, где нас радушно встретили пограничники и наши старые друзья Владимир Демчук, Валерий Савин, Владимир Крылов. Координаты местонахождения на 21:00 по московскому времени N73° 30.438', E080° 31.131'.
Афанасий Маковнев.


15 марта 2011 г.
Ледокол Таймыр

Ледокол Таймыр

Пройдено 1230 км. До Диксона еще 120 км на север. Машины, прицепы и команда притёрлись друг к другу. Завершается обкаточный период. Экспедиция набирает ход. По пути в енисейский залив остановились в старинном селе Караул. Оно было основано примерно в 1616 году как сторожевой пост. Сначала ясачное зимовье, затем станок русских купцов и промышленников, Караул в конце концов становится сельским поселением для людей, ведущих оседлый образ жизни. Ф. Нансен, знаменитый норвежский исследователь Арктики, в книге «В страну будущего» дает описание села Караул начала XIX века: «Место это является на Енисее важным пунктом торговли рыбой и принадлежит богатому купцу из Красноярска. Имеет большой, вполне благоустроенный дом, склад для товаров». В настоящее время это крупное современное село. Здесь нам встретились хорошие люди. Ненцы Светлана и Ростик Ваенга продали свежезамороженную тушу оленя (важенка весом 30 кг). Азербайджанцы Михаил Алиев и его родственник Зульфи подарили нам 2 мешка сига и 3 головы осетра на уху. Русский дизелист Дима продал бочку свежевыловленной корюшки (на Енисее она называется зубатка). А еще мы обменялись тремя протяжными гудками с капитаном атомного педокола «Таймыр», прошедшего в 200-х метрах от нас по встречной полосе движения. Увидев наши «Емели», капитан «Таймыра» остановил ледокол, сдал назад и скомандовал машинистам «полный ход». Круша под собой лёд, «Таймыр» пронёс над нами свой заиндевелый черный борт. Позади него громадные льдины неслись по каналу с огромной скоростью. Мощь и сила атомной махины рядом с хрупкими Емелями запечатлены на фото и видео. Координаты местонахождения на 08:00 по московскому времени N70° 28.396', E083° 22.409.
Афанасий Маковнев.


14 марта 2011 г.
Закат

Закат

Экспедиция едет по льду Енисея. В селе Караул команда купила 70 кг сига (род промысловых рыб семейства лососёвых). Караул – старинное село. Оно было основано примерно в 1616 году как сторожевой пост. Сначала ясачное зимовье, затем станок русских купцов и промышленников, Караул в конце концов становится сельским поселением для людей, ведущих оседлый образ жизни. Ф. Нансен, знаменитый норвежский исследователь Арктики, в книге «В страну будущего» дает описание села Караул начала XIX века: «Место это является на Енисее важным пунктом торговли рыбой и принадлежит богатому купцу из Красноярска. Имеет большой, вполне благоустроенный дом, склад для товаров». В настоящее время это крупное современное село.
Координаты местонахождения на 08:00 по московскому времени N70° 28.396', E083° 22.409.
Афанасий Маковнев.


10 марта 2011 г.
На Енисее

На Енисее

Экспедиция с 4 марта по 9 марта проехала около тысячи километров по зимнику Ванкор-Нефть до Дудинки. По зимнику машины шли со скоростью 10-15 км/час, в сутки проходили до 200 км. На Енисее была вода под снегом из-за спуска воды с плотины Красноярской ГЭС, но легкие "Емели" совсем не проваливались. А вот тяжелым "Уралам" приходится стоять на зимнике и ждать когда замерзнет верховая вода на Енисее. В Дудинке экспедицию встретил начальник Дудинского отделения "Норникеля" хороший человек Уздин Игорь Борисович. Оба "Емели" с прицепами размещены в теплых боксах гаража, а ребят Игорь Борисович разместил на борту ледокола "Дудинка". Сегодня 10 марта производится ремонт одного сломаного вала заднего моста "Емели-4" и лечение простудившихся молодых механиков Андрея Ванькова и Алексея Зайцева. У опытных Мастеров спорта международно класса Василия Елагина, Владимира Обихода, Сергея Исаева и Владимира Яночкина процесс акклиматизации к Сибирским температурам прошел незаметно для их крепких организмов :-)). Штаб экспедиции в Москве ожидает выдачи паспортов с Канадскими визами для всех семерых участников МЛАЭ-2011 и ведет переписку с офицером связи Стефеном Хойтом (Stephen Hoyt), назначенным Офисом Арктических Экспедиций Канадского Агентства Пограничной Службы (Canada Border Services Agency - CBSA).


27 февраля 2011 г.
На зимнике

На зимнике

Новости МЛАЭ-2011 от Афанасия Маковнева: В воскресенье 27 февраля из Губина Угла под Дубной отправлен крытый грузовик VOLVO с прицепом, в который погружены наши автомобили "Емеля-3" и "Емеля-4", шесть прицепов, 36 пластиковых бочек (по 100 л) с экспедиционным снаряжением и продуктами... и 10 стальных бочек (по 200 л) под топливо. 4 марта почти вся команда МЛАЭ (я пока еще в Москве) улетела в Уренгой. Встретили грузовик и поехали к месту разгрузки и старта экспедиции в Тазовском районе в поселке Ново-Заполярный. Там начало зимника "Ванкор-Нефть". Про то как найти начало зимника и где куда поворачивать нам рассказали знатоки Сибири Игорь Смилевец, Василий Убоженко и Олег Бурцев. По этому зимнику "Емели" за три-четыре дня проедут более 1000 км через тайгу до Енисея и по льду великой сибирской реки до порта Дудинка, где нам всем вместе предстоит пройти таможенный и пограничный контроль. После этих процедур путь на Север будет открыт. По Енисею от устья до порта Дудинка ходят суда ледового класса. Поэтому "Емелям" предстоит часть пути ехать параллельно с ледоколами. В Дудинке нас уже ждет замечательный краевед и охотник, он же начальник Таймырской таможенного поста В.С. Дозорцев. Владимир Сергеевич рассказал нам по телефону о музее Севморпути в Норильске. Для этого музея мы привезем фотоколлаж о МЛАЭ-2009 и фильм "Автомобильная хроника дрейфующих льдов" о походе 2009 года к Северному полюсу на автомобилях "Емеля-1" и "Емеля-2". В понедельник 7 марта я надеюсь получить на всю команду визы в Канадском консульстве в Москве и вечером вылететь в Норильск, чтобы всем нам соединиться в Дудинке.


Немного истории

На автомобилях – к Северному Полюсу!

МЛАЭ-2008. МОРСКАЯ ЛЕДОВАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ в 2008 году установила автомобильный рекорд, впервые проехав на машинах от Полярного круга (город Салехард) до 81°16' северной широты (мыс Арктический архипелага Северная Земля) и вернувшись обратно к Полярному кругу (до Ямбурга и Нового Уренгоя).

МЛАЭ-2009. При поддержке Управления авиации ФСБ России в марте 2009 года экспедиция стартовала 20 марта 2009 года с острова Средний архипелага Северная Земля с целью достижения Северного Полюса. По плавучим льдам Северного Ледовитого океана на усовершенствованных автомобилях-амфибиях «Емеля 1» и «Емеля 2» команда Морской ледовой автомобильной экспедиции под руководством Василия Елагина достигла 26 апреля 2009 года СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА. Был поставлен новый абсолютный мировой рекорд. Никто и никогда не доезжал до Северного полюса на автомобилях.