ДНЕВНИК МЛАЭ-2015

25 мая 2015, N55°44' E37°35', T+20°С, ветра нет, дрейфа тоже.

Вот и пролетели четыре экспедиционные года нашей кругосветки и шесть походов на Емелях. Пройдено почти 24000км, из них по дрейфующим льдам около 7000км. Можно сказать с уверенностью, что больше нас по дрейфующим льдам не наездил(находил) никто. Последний этап из Аляски(Барроу) через Берингов пролив на Чукотку и далее вдоль побережья до Дудинки дался непросто, особенно пролив. Хорошо, что мы отказались от попытки пересечь его в прошлом году, слава Богу, нас задержали многочисленные участки серьёзного торошения. Мы уехали домой, приготовили новые шины, амортизаторы и пару пружин для частичной замены, этим, пожалуй, весь список деталей и исчерпывается. Машины по-прежнему выше всяческих похвал, просто ехали и ехали, не так хорошо дело обстояло с прицепами. Из-за того, что хранились они в межсезонье под открытым небом, что их не промывали, в отличие от машин, от океанской соли и не сушили перед консервацией, дюраль изрядно корродировал, особенно на стыках со стальными деталями. Перегружали их нещадно, например, при собственном весе прицепа около 150кг, грузили на них до 750-800. Тем не менее, все они доехали до финиша с небольшими, в общем, ремонтами. Новые же шины, произведённые в братском Бобруйске, качеством оказались ниже всех мыслимых пределов. Каждый день, по нескольку раз, мы упражнялись с насосом в руках, впечатление такое, что воздух проходил просто через резину. Хорошо, что из осторожности мы забрали с собой все старые шины, в результате, совокупного их количества как раз хватило до Дудинки, конечной цели нашего мероприятия. Лёд в проливе, особенно у родного побережья был сильно разорван и подвижен, сказывалось влияние течений. Перед одной полыньёй, шириною больше 6 км мы в поисках прохода петляли вдоль «берега» пять дней, в конце концов, не без нервотрёпки и приключений, удалось перескочить на другую сторону. Торосов по мере приближения к родным берегам становилось всё больше, практически сплошные поля торошения, дело при этом сильно осложнялось очень глубоким снегом. В этом году, впервые за все шесть наших экспедиций народ, отправляясь на разведку пути, обязательно надевал лыжи или снегоступы без которых можно было провалиться в снег по пояс или даже глубже. Неоценимую помощь нам оказал Василий Маркович Смоляницкий из ААНИИ в Петербурге, регулярно высылая спутниковые снимки нужной нам части акватории. Мы благодарны ему безмерно, также как и Игорю Борисовичу Уздину, директору Заполярного Транспортного Филиала ОАО «Норильский никель», Виктории Корюкиной, писателю Игорю Демьяновичу Смилевцу и всем, всем, кто помогал нам, поддерживал и переживал за нас.

Ну вот и всё, кругосветный поход закончился, надо что-то сделать по его результатам, фильм, книжку-альбом, но это так непросто, а соблазн усвистеть в следующем году ещё в какую-нибудь экспедицию так велик. Будем стараться, дорогие друзья, ведь должен же остаться ещё один русский след в истории арктических путешествий.

Спасибо ещё раз всем за поддержку.

Всего хорошего и до связи. Ваш В. Елагин.


05 мая 2015, N69°50,202’, E088°36,349’. ODO-5954, тепло, сильный ветер, видимости нет.

До Талнаха по прямой меньше 40 км. Вчера, объехав по тундре с лиственничным мелколесьем, распадками и красивыми видами отрезок реки с мощной наледью, мы выехали на зимник. Маршрут объезда нам показал владелец самой северной в мире экспедиционной компании бизнесмен Валера Жапов. Выходец из Бурятского округа Читинской области, выпускник мехфака Красноярского Политеха, деловито достав из кармана навигатор и водя курсором по экрану компьютера в нашей машине, дал нам координаты необходимых путевых точек, ориентиры, и повёл дальше колонну своих «Уралов» в Хатангу. Это был последний караван этого весеннего сезона. Продравшись сквозь мелколесье, выбрались на зимник, оставив позади многокилометровую наледь на реке с загадочным названием Ондодоми. Зимник к Норильску пролегает вдоль подножия гор Путорана, на склонах холмов снега уже нет, в грязных колеях девственно чистые вездеходы быстро становятся похожими на колхозные полуторки и своих давно немытых хозяев. Да и возникающие проблемы возвращают нас в мир цивилизации и высоких технологий. Пустит ли нас охрана частной дороги проехать, не повяжут ли нас гаишники в Норильске за езду без номерных знаков и т. п. Виктория Корюкина, великий радиолюбитель и человек необычайно активной жизненной позиции из Норильска, пообещала не допустить такого рода ситуаций и защитить нас, растерявших за время похода иммунитет от чрезмерно тесных контактов с блюстителями законов. Думаю, это последнее сообщение этого года из тундры, следующее будет написано уже гораздо более чистыми руками.

Всего хорошего и до связи. Ваш В. Елагин.


01 мая 2015, N71°45,323’, E101°16,979’, ODO-5280km, -19°C,1020mb.

Ясно, ветра нет, зимник. Хатанга позади, её проехали не останавливаясь. Пока зимник неплохой, Николаевичи довольно лихо проскакали по нему около 100 км, всего за сутки чуть меньше 300 км, теперь очередь моя и А.А.Шкрабкина. Зимник идёт по льду р. Хеты, притоку Хатанги. Язык, которого удалось захватить и допросить Козлову, пугал нас какой-то невероятно крутой сопкой, так что, едем в ожидании приключений. Но пора к станку.

Всего хорошего и до связи. Ваш В. Елагин.


30 апреля 2015, N73°45,454’, E110°52,962’, ODO-4863km, -14°C, 1010mb, ветер СВ 5-7м.сек.

Прошедшие сутки ехали почти без остановок в условиях плохой видимости, таращась в заторможенном состоянии на цифры в навигаторе. Ночью практически случайно заметили два заметённых снегом остова деревянных кораблей. При ближайшем обследовании они оказались судами времён Великой Северной Экспедиции времён петровских или близких к ним. Дерево сохранилось неплохо, кованые гвозди, крепёж, клюзы, всё цело. В трюме было темно, по ночному времени снимали мало, о чём сейчас страшно сожалеем. Усталость виновата. Взбодрились только при пересечении полуострова Нордвик, он холмистый и в условиях плохой видимости было интересно найти правильную дорогу и не свалиться в какой-нибудь распадок. Проехали. Обошлось. Полуостров Хара-Тумус резать было легко, ехали по плоской тундре. Ночуем в Хатангском заливе. До Хатанги 340км, до Дудинки больше тысячи. Местность здесь совсем необжитая, за пройденные от Тикси 840км встретили всего один рыбацкий домик с двумя охотниками-эвенками. Егор и Берген постоянно живут в национальной деревне Таймылыр, что в 60км вглубь материка, жильё же на берегу временное, для рыбалки-охоты, в очень хорошем состоянии, рядом баня, ледник. Серьёзные мужчины, хозяйственные. Перед этим заезжали на полярку « Сокол» и международную научную станцию СО РАН. На обеих станциях работают замечательные доброжелательные люди. На научную часто приезжают немцы из института Вегенера. Вот и всё населения побережья на протяжении более чем 1000км от Тикси до Хатангcкого залива. В Канаде примерно так же, а вот Аляска обжита в гораздо большей степени.

Всего хорошего и до связи. Ваш В. Елагин.


29 апреля 2015 N73°28,611’, E118°58,388’,ODO-4559km, -14°C, 1009mb.

Завтрак-пересменка на мысе с красивым названием Терпяй-Тумса. Позади остался мыс Ардом-Бага, а впереди мыс Мамонтов Клык. До входа в Хатангский залив чуть больше 200км, но это по прямой. В действительности будет побольше, но в разумных пределах, берег моря Лаптевых в этой его части достаточно ровный. Пишу это сообщение, а сам мечтаю о том, чтобы сменяющему меня Обиходу выпала дорога поровнее, но это не совсем от любви к Владимиру Николаевичу, а ещё немножко и от жалости к себе, в прошлую его смену кочек было много, и выспаться мне возможности не представилось. Пока ехал, несколько раз засыпал за рулём, спасло от аварии только то, что движение здесь не слишком оживлённое, по моим представлениям несколько машин за год. Смена эта далась тяжело, была белая мгла и в отсутствие ориентиров курс приходится держать только по цифрам на экране навигатора. Если же, в порыве человечности к спящим хочешь объехать крупные заструги и отвлекаешься от этого экрана, то слетаешь с курса мгновенно, как по мановению волшебной палочки какой-нибудь злобной колдуньи. Что мы ей плохого сделали, ума не приложу. В дельте Лены вчера попали в самум, песчаную бурю. Снег там почти чёрный и заструги каких-то зловещих форм, очень острые и красивые, останавливался, фотографировал. Такие места замечательны тем, что когда их покидаешь, всё внутри радуется и настроение делается сразу хорошее.

Желаю и вам всем хорошего настроения. Ваш В. Елагин.


25 апреля 2015 N71°44,180’, E128°48,744’, ODO-4052km, -16°C, 1007mb.

Тикси. Городок с населением почти 5000 человек. Их два Тикси, Тикси-3 и Тикси-1, говорят же Тикси-раз. Нас здесь угостили отменной баней с хорошей парной, бассейном и комнатой отдыха, от телевизора в которой через недолгое время помутилось в голове, отвыкли. На Большой земле, как успели понять, без перемен. Поскорее выключили. Заправили очередные 800 л. солярки в расчёте, что этого должно хватить до Дудинки, конечной цели нашей кругосветки. Зимник из Тикси в Якутск уже закрыт, надо торопиться. Путь наш из Тикси лежит по дельте Лены, протокам Быковской и Оленёкской. Будем проезжать мимо памятника погибшим от истощения морякам шхуны «Жанетта» под командованием лейтенанта Дж. Де Лонга. Американская экспедиция исследовала эту зону Арктики, но шхуна была раздавлена льдами, большая часть участников погибла от голода, немного не дотянув до людей. Часто думаю о мужестве полярных исследователей 19 века, о том, с каким снаряжением и средствами связи совершали они свои экспедиции. Богатыри, не мы. Пишу, а за стенкой Владимир и Николай Николаевичи заканчивают сварные работы по возвращению двух треснувших колёсных дисков в рабочее состояние. Начинает сказываться усталость металла, всё-таки пройдено уже больше 14000 непростых километров. Погода радует, похолоднее бы чуток и было бы совсем хорошо.

Всего хорошего и до связи из моря Лаптевых. Ваш В. Елагин.


21 апреля 2015, N72°41,375’, E143°00,303’, 1017mb, -18°C, ODO-3440km.

Едем по-прежнему вдоль берега, иногда срезая небольшие участки тундры. Местность в дельте Индигирки была настолько плоской, что часто было непонятно, едем по суше или же по воде. Бесконечные островки, мелкие протоки и заводи, рай для птиц и идеальное нерестилище для рыбы. Приближаемся к мысу Святой Нос, разделяющий моря Восточно-Сибирское и Лаптевых. Берег за ним круто свернёт к югу, образуя Янский залив. По дороге наблюдаем воочию процесс разрушения берегов, огромными, очень живописными блоками грунт отламывается и постепенно размывается морем, вплотную подходящим к береговой линии. В Нижнеянск заходить не планируем. В северо-западной части залива располагается посёлок Тикси, там пополним запасы топлива на участок пути до Хатанги.

Всего хорошего и до связи из моря Лаптевых. Ваш В. Елагин.


18 апреля 2015 N70°53,180’, E153°28,130’, -20°С, 1020mb, ODO-2965 km, сильный ЮЮВ ветер.

Холодно. Ужинаем, полдесятого вечера. За день проехали 145 км, сменятся водители и поедем ночью. Ночь уже совсем короткая, скоро наступит полярный день. Берег в этой местности неинтересный, настолько низменный, что отличить, едешь по берегу или уже морю, невозможно. Видели группку оленей, человека боятся, похоже, есть за что. Вчера сломался прицеп, отломилась цапфа, на которой сидит ступица. Запасной нет, собрались было расформировывать прицеп, но поискав по сусекам, обнаружили, что внутренний диаметр цапфы, наружный диаметр ручки домкрата с зелёной машины и диаметр вала колёсного привода волею небес идеально сопрягаются друг с другом. Гнутый вал, который было не жалко разрезать у нас был, так что через пару часов прицеп был как новенький. С топливом, как всегда, бардак, никто не знает сколько мы истратили, но расход небольшой, думаю, до Тикси хватит с запасом. В общем, наступили трудовые будни длинного перегона, но ностальгировать по торосам и пешне полярники ещё не начали.

Всем привет и до связи. Ваш В. Елагин.


16 апреля 2015, N70°14,691', E160°05,535', -22°C, 1012mb, ODO- 2662 km.

Вторые сутки едем посменно, проходя в среднем около или чуть меньше 200 км в сутки. Припай достаточно ровный, но заструги есть и водители из соображений человечности не разгоняют машины, давая возможность получше спать подвахтенным коллегам. Местами, как у мыса Б. Баранов, попадаются и торосистые участки, к счастью, не слишком протяжённые. За последние сутки проезжали две полярные станции, Рау-Чуа и Амбарчик. На обеих станциях работают по четыре человека, все гостеприимные и доброжелательные, ужинали, разговаривали, ехали дальше. Условия жизни и работы традиционные, платят мало, по хозяйству многое приходится покупать самим и на свои невеликие деньги. Наслушались рассказов про медведей, как начальницу станции Рау-Чуа Марину Алексеевну Волынец отбили собаки, а муж, слыша крики на улице, думал что жена ругает собак. На станцию Амбарчик пришла телеграмма от начальства, с поучениями. «Метеоролог должен на площадку ходить в сопровождении механика, у последнего же в руках должна быть палка длиною не менее двух метров». Завидев такую процессию, медведи в ужасе разбегаются. На Рау-Чуа нужен был подменный механик, основной уходил в отпуск, привезли одного, в белой горячке. На возмущённые звонки Центр невозмутимо ответил, свяжите и подержите так дней пять, придёт в себя и заживёте, как люди. А кто в своём уме и здравой памяти поедет туда работать за 25 т.р.? Название Амбарчик историей своей восходит к временам экспедиций лейтенантов Лаптевых сотоварищи. А в мрачные годы бесплатного освоения Северо-Востока здесь располагался огромный пересыльный пункт, откуда несчастных рассылали по всем лагерям Колымского края. Колючка торчит из-под снега тут и там, видны остатки бараков. Кладбище везде. Ещё пару дней назад здесь бушевали сильные ветра, мы же привезли спокойную, ясную погоду. На прощанье полярники дали нам в дорогу омуля. От такой строганины, мне кажется, можно с ума сойти.

Всего хорошего всем и до связи. Ваш В. Елагин.


13 апреля 2015, -15°C, 1010 mb, Одометр и координаты те же.

Певек. Здесь мы встретили Пасху, познакомились с хорошими людьми, починили сегодня сцепные устройства, заменили пару амортизаторов, заварили один лопнувший от удара в торосах колёсный диск. И.О. начальника морпорта М.П. Каменский пустил нас в мастерские, Вас.Вас. Смирнов(UA0KAV) принял год назад наш груз колёсных лент и сублимированных продуктов, хранил его весь год, А.Я. Куценко поселил в комфортабельной квартире, С. Филимонов с местного телевидения провёл с нами азартный диспут о международном положении и предлагал помощь третьей власти в вопросах не только нашего политического просвещения, гаишники делали вид, что не замечают машину без номерных знаков на дорогах общественного пользования. В общем, как сказке. Не как в сказке здесь цены на продукты, коммунальные платежи и зарплаты. Пограничник Сергей осуществлял организационное руководство, и надо сказать откровенно, без его помощи всё было бы сложнее. Проходит третий день нашего пребывания в цивилизации, мы отдохнули, но не успели ещё полностью расслабиться, поэтому сегодня ночью, без духовых оркестров и рыдания женщин, мы по-английски покинем этот самый северный город страны. Уйдем в ночь, скромно так, по-мужски. Звонили из Дудинки-Норильска, волнуются, просят нестись на всех парах, боятся скорой весны. Народ интересуется нашей техникой, так хорошо зарекомендовавшей себя при незаконном пересечении Госграницы, спрашивают, сколько стоит. Потупившись, застенчиво отвечаю, что им нет цены. Растерянные северяне отходят. Но если Емели будут дёшевы и доступны, то кто, спрашивается, будет осваивать эту самую Куваевскую Территорию? Снегу свежего навалило основательно, но ветров сильных пока не было, чтобы превратить пушистый снег в противотанковые надолбы-заструги. Больше задерживаться нигде не планируем, но помним твёрдо, Кто всем располагает.

Ещё раз всех с Праздником и до связи. Ваш В. Елагин.


12 апреля 2015 N69°42,057’, E170°15,407’, -15°C, 1010mb, ODO-2165km.

Мы в Певеке. Одолели 550 км непростого зимника с довольно крутыми перевалами. Зимник в настоящем случае, это по большей части канава в снегу, продранная до бедной тундры огромным бульдозером, за которым волочатся грузовики. После прохождения колонны вскоре задул сильный ветер, соорудивший в этой канаве косые гребни из снега высотой до метра, а то и больше. Гребни ветром же быстро уплотняются и становятся непроходимыми даже для таких проходимцев как мы. Не унываем, объезжаем, лопаты не достаём пока, справляемся. Погода испортилась и мы перешли на двухсменный режим работы. Неизвестно, кому легче ехать, дневному или ночному водителю. Преодолению перевалов особую пикантность придавало то обстоятельство, что с целью предельного облегчения машин и за ненадобностью при езде по дрейфующим льдам с машин были сняты нормальные тормоза и заменены на один трансмиссионный тормозной суппорт. Так что при затяжных спусках, особенно с боковыми уклонами, что тоже большая проблема для наших сверхмягких шин, мастерство водителя вызывало такой неподдельный интерес и сопереживание у членов экипажа, что подсменный водитель под разными благовидными предлогами спал не раздеваясь, лелея тайную надежду покинуть вовремя кибитку удалую в случае её падения в пропасть. Но Господь милостив, едем по красивой долине, кажущейся вдвое красивей, потому что перевалов больше не предвидится. Тундра вся буквально истоптана зайцами, помёт их в промышленных количествах разложен по тундре, но самих его владельцев не видать. Только Обиходу ночью вдруг довелось проезжать мимо заячьей брачной тусовки с числом приглашённых на неё не менее двухсот. Свадьба так свадьба! Лиса-красотка не торопясь вышагивала по тундре, экспедиция наша интереса у неё ни малейшего не пробудила. Подъехали к пос. Комсомольский, жутковатое место, здесь добывали россыпное золото, всё в отвалах пустой породы, брошенные дома, преобладающие цвета грязно-серый и чёрный, других попросту нет. Посёлок закрыт, ещё бродят какие-то тени, но пульс уже не прощупывается. В Певеке нас встретили хорошо, отвезли-сопроводили к центральной площади и показали гостиницу. Молодой джентльмен по имени Сергей оказавшийся главным пограничником Певека, одним телефонным звонком решил вопрос нашего размещения и через полчаса мы уже обустраивались в хорошей трёхкомнатной квартире золотоискательской артели «Майский». Эта же компания поддержала нас топливом. Их главный финансист и экономист Александр Куценко навестил нас вечерком и мы прекрасно провели вечер за разговорами о Севере. В Певеке же мы совершили со специально командированным сюда офицером таможенные формальности и теперь нам надо только «закрыть границу» в Дудинке. В том краю нас уже ждут, звонили и пугали «глобальным потеплением», мол зимники вот-вот дадут под себя и мы зависнем в тундре до ноябрьских. Будем поспешать, а там как карта ляжет, что в Москве пробки, что тут зимники, одни нервы кругом.

Поздравляем всех-всех со светлым праздником Воскресения Христова и до связи. Ваш В. Елагин.


09 апреля 2015 N69°38,208’, E176°52,321’, -20°C, 1011mb, ODO-1800km.

Мы в восточном полушарии. Смешно, стоя у стелы 180° на зимнике, лицом на север, справа будет восток, но западное полушарие, а налево запад, но восточное полушарие. Хоть в магазин беги за жидкостью для промывки мозгов, но его поблизости, к счастью, нет. Проехали вчера посёлок на мысе Шмидта, раньше это был мыс Северный, но после того, как О.Ю. Шмидт героически сумел утопить неподалёку ледокол, что непросто, мыс переименовали в его честь. Так нам рассказал местный краевед и геофизик Виктор Иванович. Посёлок при смерти, от былых 4000 человек населения осталось 55, но два милиционера с капитанскими погонами материализовались в течении буквально четверти часа после нашего появления в населённом пункте. Продолжительность нашего пути по России до Дудинки, где планируется завершение похода, около 5000 км, интересно, встретится ли хоть один населённый пункт, где у нас не проверят документы. Впечатление такое, что шпионы тут кишмя кишат, и все сотрудники милиции-полиции и прочих служб переведены на особенно бдительный режим работы. Удивительно кстати, почему в этих службах сотрудники, а в минобороны просто солдаты, а не сотрудники министерства обороны. На этот раз обошлось, уехали в тундру. Видимость отвратительная, позёмка, глубоченные колеи от Уралов, мучения закончились только с наступлением темноты, когда в свете мощных прожекторов из светодиодов от “Prolight”, хорошо виден зимник, тут все так ездят, когда делается белая мгла. Меньше чем за сутки проехали около 200 км, остановились на ремонт, укрепить кронштейн крепления средней подушки двигателя зелёной машины. Четыре года бедняга идёт впереди, прокладывая дорогу, и нагрузки на эти узлы запредельные. Ремонт – простецкая слесарня, два часа, обедаем и едем дальше. Мечтаем о Певеке, вдруг там найдётся баня, куда нас пустят, до него ещё около 300км. Погода прояснилась, всё хорошо.

Всем наилучшие пожелания. Ваш В. Елагин.


06 апреля 2015 N67°30,526’, W175°09,233’, -22°C, 1010mb, ODO-1338km.

Ветреное утро, сильная позёмка, вокруг солнца радужное гало. Погода такая, что хоть с утра кашу не ешь. Вчера проезжали деревню Нутэпэльмен, 80 жителей, из них 40 детишек и, наверное, 80 собак. Деревня похожа на канадские, чистенькие нестарые дома на стальных сваях. Водоснабжение – блоки пресного льда, которые трактор развозит по домам. Живут национальными промыслами, добычей морского зверя, рыбачат, летом заготовка даров природы. У деревни квота на 30 моржей, есть китовая, но нет мощного трактора, который мог бы вытащить на берег тушу гренландского кита, поэтому приходится довольствоваться серыми, и то если те пожалуют в прибрежные воды. Зайцев временами бывает так много, что слабонервные представительницы прекрасного пола хватаются за сердце, когда тот выскакивает из-под ног и удирает в тундру. Добрые люди разобрали нас по домам, пустили помыться и напоили чаем. Самые заскорузлые из наших после помывки стали мёрзнуть, говорят, смыли жир, накопленный непосильным трудом и вот вам результат. Теперь опять дней сорок терпеть пока тепло станет. Ошибки, недопустимые для людей с таким опытом. А другие рванули в магазин, купить курицу и колбасы, а то всё корюшка да корюшка, знаете, такая, свежая, с икрой… Перед нами на машинах с подобными колёсами едет агитбригада баптистов, их задача местных язычников обратить в свою веру. Мы бессовестно пользуемся их следами, по утоптанному снегу ехать намного легче. Те, в свою очередь, мечтают, чтобы мы впереди ехали и нам постоянно приходится делать вид, что стоим вынужденно на ремонте или нас задерживает этот «гад оператор» со своей съёмкой. Вчера вечером к нам на огонёк заскочил проезжавший мимо медвежий патруль фонда дикой природы. Поужинали, попили чаю, прослушали интереснейшую лекцию про повадки белых медведей. В настоящий момент эти джентльмены заняты подсчётом количества медвежьих берлог в округе. Проверяется каждое подозрительное место очень просто, подходит человек в к дырочке в снегу и палку туда засовывает. Ежели оттуда никто не шипит возмущённо или не выскакивает, значит не берлога. Оружия не берут, считается неприличным для серьёзных людей. Серьёзные люди – это Сергей лет сорока с ассистентом, дядей Фёдором, лет семнадцати. Порадовались, что такие люди есть у нас. А мы, что мы – дальше на запад, до дому, не избегая встреч, конечно с такими людьми.

Всем наилучшие пожелания. Ваш В. Елагин.


04 апреля 2015 N67°01,111’, W172°43,985’,-20°C, 1031mb, ODO 1188km.

Позавчера мы выехали на берег, Берингов пролив позади. При выходе на припай к нам подъехали на снегоходе трое молодых людей, помогли пробить последние преграды. А на высоком берегу уже поджидали пограничники, недаром над нами сегодня кружился вертолёт и дважды сбрасывал пятилитровые бутылки из-под воды с землёй-песком. От перевозбуждения мы было подумали, что это ритуал такой, поцеловать сперва родную землю, потом увидели, что к сосуду привязано послание с воззванием блюсти законы Российской Федерации и особенно закон о госгранице. Соблюсти полностью букву закона мешала безнадёжная ледовая обстановка и непреодолимое желание вырваться из хаоса торосов и полыней и ступить наконец, на берег. Нас попросили проследовать в посёлок Энурмино для совершения пограничных формальностей. В посёлковой школе дознаватель приступил к своей нелёгкой работе. Разъяснив мои права и честно сообщив о существовании 51 статьи Конституции, приступил к делу. Часа через два оживлённой беседы лицо его немного смягчилось и он сказал: «вот теперь я допускаю, что ваша группа на самом деле не имела преступного замысла при пересечении священных и неприкосновенных рубежей». Дальше всё пошло добрее, но по-прежнему не очень шибко. Почти сутки напряжённой работы понадобились для детального описания нарушения госграницы в составе организованной вооружённой группы с применением специальных технических средств.

Пока кипела кабинетная работа коллектив подготовил караваны к дальнейшему движению, мы распрощались с одним прицепом и частью запасных шин. К слову сказать, последняя партия шин-оболочек изготовленных в увековеченном Ильфом и Петровым славном городе Бобруйске не выдерживает никакой критики. Проданная нам партия шин очень плохого качества, несмотря на то, что изготовители были проинформированы, где и в каких условиях они будут использоваться.

Лучшие фотокадры похода, думаю, были сделаны на нашей стоянке в Энурмино. На прицепах каждую перемену играли, прыгали, и принимали всё возможное, чтобы свернуть себе шею наиболее активные представители местной детворы.

А в это время В.Н. Обиход в сопровождении самой недокормленной части команды прошествовал в продмаг, где скупил все запасы хлеба, по которому мы так соскучились. В Америке есть много хорошего, но их хлеб в этот перечень точно не попадает. В магазине наиболее бдительные жители тут же спросили: «а что это вы так здорово по русски шпрехаете»? Оказывается, всё население поселка было оповещено о скором прибытии делегации из Америки, многие даже начали срочно подтягивать свой английский. В деревне есть ГБОУ НОШ, для необразованных сообщаю, что так наше чиновничество придумало называть начальные школы. Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Начальная Общеобразовательная Школа. Детей постарше отправляют доучиваться в интернат в пос. Лаврентия или другие центры цивилизации.

Домов есть новых и старых, новые яркие и выглядят повеселее, но в народе уверены, что красота эта, как ей и положено, недолговечна, а старички проскрипят ещё долго. Дизель-генератор на всю деревню один, тот отработал уже три срока, при нас за день останавливался несколько раз. В случае его отказа деревня с 340 жителями, из которых около 120 детей остаётся без электричества. Начальство с мольбами о помощи письма получает, но ответить некогда, занято. Зоя Михайловна, глава администрации посёлка, жутко симпатичная дама лет 25, со всей энергией молодости трудится на своём боевом посту. Распрощавшись с офицерами корпуса пограничной стражи и Зоей Михайловной, двинулись на запад. Такие дела. Всего хорошего и до связи.

Всем наилучшие пожелания. Ваш В. Елагин.


31 марта 2015. N67°09,682’, W172°03,106’, -18°C, 1005 mb, ODO-1105 km,
ветер С-З, 5-7 м/сек., очень сыро, белая мгла, торосы более чем основательные

Со всей ответственностью заявляю - арктическая граница России охраняется идеально. Поля бескрайние торосов, под паром чёрным полынья, медведи злобные в ночи и мгла слепящая в придачу. Вот так-то. И в середине этого ужаса мы, бедные. Сегодня, невзирая на идеальную охрану, мы вторглись всё-таки в пределы территориальных вод и продолжаем двигаться дальше. Чем это закончится, никому не ведомо, но ледовая обстановка нам других шансов, к сожалению, не оставляет. На ночёвку остановились пораньше, в 19:00, последние три дня особенно тяжёлого труда по прокладке пути домой сквозь глубоко эшелонированную оборону измотали ударников окончательно, и возражений по поводу преждевременной остановки в трудовых массах замечено не было. До родных берегов 18 км, продвигаемся со скоростью черепахи, сегодня проехали 14 км, а эффективных только 9, и это ещё не самый плохой день. Прогноз, к сожалению, сбылся, погода испортилась, хочется верить, ненадолго. При движении сквозь поля торошения часто пользуемся нашим главным оптическим прибором – лестницей на крыше зелёной машины, но в условиях белой мглы становится практически невозможной правильная оценка расстояний и толку от неё почти нет. Видели сегодня остатки медвежьей трапезы, часть нерпичьего позвоночника с рёбрами, сам поел и своему постоянному спутнику-песцу оставил. Кому-то радость, а кому-то, сами понимаете… В общем, пищевая цепочка в действии. У нас на ужин строганина из муксуна, отварной рис с мелко порубленными колбасками, чай с конфетками и может быть по 50 граммов за ударный труд. Обиход с Ушаковым сегодня помыли ноги, ходили по снегу красными ногами, я дал себе очередное честное слово присоединиться к ним завтра. Открыто своего превосходства не показывают, воспитание не позволяет, но едва уловимый налёт презрительности, увы, чувствуется. Да писанина эта всё время отнимает, ноги, и те помыть некогда. Всего хорошего и до связи.

Всем наилучшие пожелания. Ваш В. Елагин.


29 марта 2015. N67°18,869’, W172°07,183’, ODO 1077, -22°С, 1015mb.

Утро морозное, -28°С, ветер по-прежнему северный, как заказывали, а дрейф прекратился. Вот так, океан живёт своей жизнью. Идём гулять в сторону полыньи, в надежде увидеть хоть какие-нибудь изменения в арктической мизансцене. Нилас в толщине основательно прибавил, ночью был мороз около 30°, у Шкрабкина ночью замёрзли ноги, а это самый верный признак хорошего мороза. По результатам прогулки решаем ехать, сначала полными караванами, в местах же совсем слабого льда машины перегонять отдельно, а прицепы потом забирать верёвкой, её у нас около 800 метров. Лёд оказался каким-то совсем мокрым-рыхлым, короче говоря, в середине широкой протоки зелёный караван проламывает нилас. До берегов в любую сторону больше 100 метров, лёд слабый, если автомобиль провалился в движении, выбраться на него в статике дело почти безнадёжное, остаётся только его ломать и лебёдкой или другой машиной тащиться до берега. В общем, развлечение на день-два. Голова лихорадочно работает, как избежать дополнительной трудовой повинности, и в результате на лёд укладываются лесенки, на них сложенные вдвое старые шины (мы ничего не выбрасываем, не только из экологических соображений, но и просто от жадности, вдруг пригодится), в них упираем ноги нашей буквы «Л», красная машина рывком выдергивает нос зелёной из воды на лестницы и та, проламывая на ходу тонкий лёд, на предельных оборотах выскакивает на берег. Потом в течение дня трижды проваливались караваны, их начинало поддавливать дрейфом, в общем получилось настоящее приключение, на берегу же мы со всем нашим хозяйством собрались ближе к ночи. Уже в сумерках, высматривая с высокого тороса полянку поуютнее для ночёвки, заметили невдалеке двух больших медвежат, улепётывавших во все лопатки от большого медведя. Взрослый, похоже готов был поступиться морально-этическими принципами и сожрать того из них, кто похуже бегает. Заметив на торосе группу товарищей, то есть нас, он переключил своё внимание и прямым ходом направился знакомиться к нам. Мы сбегали за ружьём и сразу обрадовались возможности испытать специальную пугалку в аэрозольном баллоне с красивым рожком. Прибор этот орёт так, что в ушах звон стоит ещё долго. Коля Козлов, как самый смелый и опытный в обращении с огнестрельным и звуковым оружием, отважно пошёл прямо на хищника. Я умолил его взять меня собой, чтобы был живой свидетель подвига. На холоде в нужный момент, пугалка издала едва слышное предсмертное сипение и приказала долго жить. Похоже, создатели этого замечательного прибора думают, что в холоде медведи не живут, в тепле-то всё работало. На предупредительный выстрел из 12 калибра медведь с интересом остановился, а удирать и не подумал. Вот так и живём, ночью ждём налёта на наши провиантские склады. А полынья, похоже, всё-таки позади. Такие дела. Всем привет и до связи.

Всем наилучшие пожелания. Ваш В. Елагин.


27 марта 2015 N67°20,709’W172°03,845’ ODO-1061km, -16°C (16:00), 1007mb.

По отсутствию сообщений последние три дня, думаю, понятно, что дела наши обстоят образом далеко не лучшим. Четвёртый день мы занимаемся тем, что пытаемся найти переход через огромную полынью шириной километров шесть и простирающуюся от нас курсом 300° примерно на сто километров. От места, куда мы подъехали к ней первый раз за эти дни мы проехали больше 10 км вдоль неё в западном направлении, упёрлись в поля тяжелых торосов с глубоким сыпучим снегом, вернулись в исходную точку и, переночевав продолжили исследовать этот подарок судьбы в восточном направлении. В настоящий момент наш табор располагается в 10-11 км к востоку от места встречи с полыньёй и в километре от берега. С утра надели кто лыжи, кто снегоступы, ходили изучать вопрос. Лёд за эти три дня добавил в толщине, ходить по нему кое-где можно, о машинах речь не идёт, тем более полосы пара вдали показывают свежие разрывы или едва наметившийся нилас. Собрания трудового коллектива с повесткой каком направлении ехать, всегда вызывают оживлённые дискуссии. Это свидетельствует об активной жизненной позиции участников, но в первую очередь об их неподдельном желании вернуться на Родину-мать, во взаимности, к нашему глубокому сожалению, эту самую мать заподозрить никоим образом не удаётся, иначе зачем устраивать бы такие водные преграды на пути столь преданных ей сыновей. Неподдельный интерес наше появление у границы территориальных вод вызвало у военных. Вдруг над нами образовался вертолёт со звёздами на боках, повисел, и улетел. На наше искреннее приглашение присесть не отреагировал. А жаль, господа офицеры, могли бы рассказать нам, в каком месте преодолевать полынью лучше. Потом был АН-26, правда может случайно мимо пролетал, а в качестве красивого завершения, с мелодичным карканьем появилась наша, родная ворона. После её убытия в воздушном пространстве над нами опять воцарился покой. А в душе покою у нас нету, одни спутниковые снимки разгадывают, куда какие ледовые поля двигаться будут, а дрейф льда не большой, но и не маленький, около 7км в сутки, другие копытом и пешнёй стучат, требуют команды немедленно прокладывать дорогу к дому. Ветер в этой части Чукотского моря до определённой силы в дрейфе льда решающего значения не имеет, важнее течения, дрейф в направлении З-С-З, продолжался и при ветре встречных курсов, правда не слишком сильных. Медвежьи следы везде, всё-таки нелёгкий у них хлеб, каждую трещинку обойти, под каждый мало-мальски подозрительный торос заглянуть, некоторые в тоске лапы едва волочат. Иногда проваливаются под лёд, и дальше, работа есть работа. Бедолаги, одним словом. Крупных морских зайцев-лахтаков торчит из воды по нескольку штук, разглядывают нас. Моржей пока не видели. Ждём северный ветер, достаточно сильный, чтобы сдвинуть льды и закрыть или хотя бы сузить эту полынью. И тогда сразу же в сторону дома, уже соскучились по своим, хочется всех обнять и расцеловать. Вот такие у нас дела. Не огорчайтесь, кушаем мы по-прежнему хорошо и много гуляем на свежем воздухе, обозревая окрестности.

Всем наилучшие пожелания. Ваш В. Елагин.


24 марта 2015, N67°22,240', W172°07,185', -24°C, 1018mb, ODO-978km.

Вчера случились два события, увидели гористые берега Чукотки с расстояния примерно в 40 км, а с расстояния в 30 м белого медведя. Пришёл к машинам во время нашего обеда. Был полон любопытства и налаживался подойти поближе, как бы не в машину заглянуть, да я всё испортил. Вылез с фотокамерой из люка и начал снимать, а Алексей Николаевич снимал видео из открытой двери машины. Медведь расстроился от такой бесцеремонностью с нашей стороны и не торопясь, с достоинством удалился. Был он всем хорош, по всей вероятности не старый, уж больно белый, как из химчистки, среднего размера. Сегодня день не задался, вскоре после начала движения упёрлись в реку больше 400 метров шириной, двинулись на запад в надежде найти сужение, влезли в серьёзные торосы, дважды ходили пешком к реке, второй раз уже от ночёвки, нашли место поуже, чуть больше 100метров, посмотрим что покажет утро. Вечером неподалёку торосило, слышно было хорошо, ближе смотреть не ходили. День был ясный, подождём свежего снимка, да и вообще, утро вечера мудренее, поужинать да спать, сегодня основательно нагулялись.

Всем наилучшие пожелания. Ваш В. Елагин.


22 марта 2015. N67°28,320’, W171°45,060’, -20°С, -1020mb, ODO 922km.

Последние два дня пробираемся в сплошных торосах. Вчера была белая мгла, но дорога полегче, сегодня ясный день, но это не помогло нам за весь день одолеть больше 17км пути. Проехали 22 км, полезных 17. Соотношение неплохое, только утешение это слабое. Третий день северный ветер привёл наконец, льды в движение. Вчера проскакивали через поднимающуюся гряду торосов в авральном режиме. Много сыпучего снега, под ним не видно ледяные глыбы, машинам очень тяжело. Ходить тоже очень тяжело, то на глыбу льда наступаешь, следующим шагом проваливаешься по пояс, и это ещё не худший вариант. Медвежьих следов так много, что у нас закралось подозрение, что хотят нас окружить и, используя численное превосходство, взять нас в кольцо и сотворить какую-нибудь гадость. При этом скрываются, нет в здешних медведях привычного нам любопытства и мечтательности типа, полежу-ка я неподалёку, авось кто отойдёт от машины. Следы одного представителя этой славной когорты тружеников высоких широт поразили меня своими размерами, не иначе, джентльмен килограммов на 700 потянет. Впечатлились так, что с утра дорогу смотреть пошли с ружьём, во второй половине дня огнестрельное оружие убрали с глаз долой, а вчера за ужином Николай Николаевич принимал у всех нас зачёт по теме: «ваши действия при встрече с медведем». Зачёт вчера сдали не все, сегодня пересдача. Особенные трудности вызывает вопрос о поведении человека, когда на него уже навалился пусть и не рекордных размеров медведь, а так себе, средненький, только в два раза тяжелее крупного амурского тигра. Когда на зачёте дело доходит до деталей, у экзаменуемых сдают, как правило, нервы и они просятся выйти. Такие дела. Всего хорошего и до связи.

Ваш В. Елагин.


19 марта 15, N68°15,684’, W171°01,336’, -30°C, 1024mb, ODO-813km.

Погода ясная, морозная, правильная. Весь день тяжёлая езда на 1-2 передачах по полям сплошного торошения. Торосы некрупные, но от этого не менее противные, тем более здесь, по-видимому, прошёл не так давно снегопад, увеличивший и без того большую нагрузку на трансмиссии наших машин. Первый раз в этом году увидали, наконец, медведя. Пугливый, не то что у нас на Северной Земле, то на полярку припрётся и лезет в окна, то собачку задавит. Вчера вечером было красивое северное сияние, фотографировали. На ужин сегодня варёная оленина с жирным, вкусным бульоном, подарок жителей Аляски, малосольный лосось того же происхождения и чай. Кстати о рыбе, стоя давеча у края большой полыньи и готовясь к коллективной медитации видели, как плеснула хвостом рыба, конечно не такая огромная, как в южных широтах, но тоже ничего себе, размером примерно с Владимира Николаевича. Живём в ожидании затмения, я имею в виду солнечное, надеемся на ясную погоду. Зимой мне было письмо от некоего француза, пытавшегося нанять наши машины для доставки его к моменту затмения на Северный полюс. Сулил два счётчика. Вынужден был отказать, ввиду отсутствия таковых. Но было приятно, в мире, похоже, сложилось мнение, что мы контора типа «эх, прокачу!» на северный полюс. Быстро, надёжно, без пробок. До берегов Родины 147км, на поверхностный взгляд немного, вопрос только в том, какими они окажутся. Такие дела. Всем привет и наилучшие пожелания.

P.S. Из красной машины экстренное сообщение, бульона не будет, будет просто оленина. Бульон на полу, экипаж героически борется с жировым загрязнением казённой техники в условиях полярной ночи.

Всем наилучшие пожелания. Ваш В. Елагин.


18 марта 15 N68°46,140’, W170°34,970’, ODO 746km, -29°C, 1019mb

Ветра практически нет. Весь день обыкновенная езда, если можно назвать ездой это мучение автомобилей, но они держатся, топливо убывает, в еде тоже не очень себе отказываем, так что заметно караваны полегчали, поэтому нагрузка на двигатели постепенно снижается. А трудящиеся побегали сегодня с лестницами, поплавали. Кадров, к сожалению, хороших не было, никто в реку не падал, погода солнечная , чёрного туману не было, постращать читателя поэтому нечем. День прошёл без подвигов, но надо же когда-нибудь и нам отдохнуть. Мечтаем о ясной погоде ближайшие хотя бы несколько дней, чтобы у спутника получались хорошие снимки наших окрестностей не только для выбора оптимального пути, но и солнечное затмение всласть пофотографировать. На последних фото на чукотском побережье видна огромных размеров заприпайная полынья шириной до 20-30км. Машины наши хоть и плавают неплохо, всё же не пароходы и в такое плавание мы отправляться готовы только если Родина прикажет, и то, наверное, дважды повторит. Ну вот, опять не обошлось без страшилок, такой уж я мрачный человек.

Всем наилучшие пожелания. Ваш В. Елагин.


17 марта 2015 N69°10,743’, W170°06,975’, -29°C, 1008mb.

C утра ехалось хорошо. Тому, по всей вероятности было несколько причин, во-первых неплохой рельеф водной поверхности, во-вторых подъезжали к незримой границе дня прошлого и дня будущего. Даже осознание того, что вот-вот жизнь укоротится на сутки, не портило настроения. Шибко образованные могут возразить, что когда мы летели из Москвы почти целые сутки на запад, мы удлинняли свою жизнь, а теперь вот она ставит всё опять на круги своя. На границе помахали флагом, сфотографировались да и двинулись дальше, по родному теперь льду. Поначалу даже торосы казались добрее американских, но чуть подальше Родина начала подкидывать сюрпризы, то разрывы, пусть неширокие, но многочисленные, то огромная полынья с чёрной водой и таким же чёрным туманом над ней. Впечатляющее зрелище, не только для нашего навигатора Виктора, даже для нас, заскорузлых. У этой полыньи было сужение, но длины лестниц не хватало, путём полуторачасовой напряжённой коллективной медитации удалось сдвинуть поля на недостающие сорок сантиметров и перебраться к следующим приключениям. Утирая обильный медитативный пот со лба, подъехали к реке метров тридцать шириной, к повторной подвижке ледовых полей наши, изнурённые предыдущим энергетическим подвигом организмы, готовы не были, поэтому просто поплыли. Очистка ото льда в лучах красивого заката была несколько смазана морозом около 30 градусов и ветерком с тем самым красивым чёрным туманом. За ужином суровые лица полярников подобрели, когда было объявлено, что за Родину надо будет обязательно выпить по глоточку.

Всем наилучшие пожелания. Ваш В. Елагин.


14 марта 2015 N69°32,230’, W168°43,745’. ODO-600km, t-30°C, P-1014mb.

Утро ясное, ветра почти нет, весь день пересекали протоки, покрытые молодым льдом. Лёд мокрый, пешнёй с нескольких ударов пробивается, но машины держит, за весь день не проваливались ни разу. Часам к пяти подъехали к речке, метров 40 шириной. Отвыкли плавать, стояли на берегу, глазели на двух нерп, жалели себя и машины изо всех сил, ездили вдоль неё в надежде найти место, где она выклинивается. Потом кто-то заметил, что берега вроде сдвигаются, но медленно. Так прошло часа полтора, наконец, нервы у меня окончательно сдали и я строгим голосом велел джентльменам плыть. Долго распутывали верёвки, но когда всю снасть разобрали процесс форсирования прошёл быстро и неинтересно, если не считать падения одного из джентльменов из лодки в воду и счастливого его извлечения из арктической купели. С крещением! А так всё по прежнему, до линии перемены дат и окончательного расставания с Америкой остаётся 10,5 км. Уж на нашей-то стороне должна же всплыть подлодка с пулемётами, у нас-то не забалуешь.

Всем наилучшие пожелания и до связи в следующий раз. Ваш В. Елагин.


13 марта 2015. N69°41,425’, W167°36,880’, ODO-540 km. t-30°C, P-1016 mb.

C утра получили хороший снимок от В.М. Смоляницкого, спасибо ему большое, как и все тем, кто помогает нам со связью, «облегчает» сообщения и следит за всем потоком сообщений. Весь день была неплохая дорога, но много полыней, на наше счастье покрытых молодым, но для наших лёгких машин, достаточно прочным льдом. Лёд этот в подозрительных местах проверяли на прочность пешней, которая в один прекрасный момент сделала нам ручкой и ушла в пучины морские. Осталось три пешни. А было четыре. Ручкой сделала самая хорошая. Ещё из интересного: видели следы небольшой медведицы с медвежонком, хотя первые выходы в свет своих отпрысков мамаши делают во второй половине апреля. Эта мамашка, видно законов природы не знает, а может и знать не желает.

Проехали за день 77 км, совсем неплохо для местности, сплошь покрытой застругами, ориентированными в поперечном нашему курсу направлении. 77 км поперёк борозды – это вам не поле перейти. Ехали до темноты и даже в темноте, так домой хочется. Есть у Визбора слова: «восточная Европа далеко, на западе восточная Европа». А у нас Дальний Восток далеко на западе. Линия перемены дат в 60 км на от нас. Переедем её и укоротим свою жизнь на сутки, вроде немного, а всё равно жалко. Нас ждут дома и сознание этого, надеюсь, поможет пережить сокращение жизни и прочие тяготы пути. До связи завтра и всего хорошего.

Всем привет и до связи. Ваш В. Елагин.


11 марта 2015. N69°54,770’, W164°44,844’, t-30°C, P-1028mb. ODO-412km.

Сегодня было: морозное (-36°), ясное утро, весь день лидировала красная машина, за рулём Николай Николаевич, до обеда проехали 35 км, потом случилась беда, один из участников начал нахваливать, как хорошо мы едем, на чём вскоре хорошая дорога и кончилась. Такие поступки непростительны и смываются если не кровью, то, как минимум потом работы с пешнёй. К концу дня подъехали к многочисленным свежим разрывам, морозный закат и пар, красиво. Ветра нет, а разрывы есть, работает течение. Каждый разрыв на учёте, вдоль по кромочке следы совсем недетского размера. На ужин сегодня малосольный лосось, привезённый из США, вчерашнего посола и уха из рыбьих голов, любовно складываемых В.Н. Обиходом после изготовления строганины из их владелиц. Приятного аппетита всем на материке.

Всем привет и до связи. Ваш В. Елагин.


10 марта 2015, N69°55,383’, W163°43,028’, t-35°C,P-1034.

Кончилось полнолуние и сделалась, наконец, хорошая погода. Мороз, солнце и безветрие, короче говоря мечта человека, которому до смерти хочется на Родину по дрейфующим льдам Берингова пролива (как жизнь показывает, находятся и такие). Погода хорошая, но торосы никто, по-прежнему, не отменял, сегодня весь день провели с пешнями в руках, рассуждая в процессе колки льда об алогизмах русского языка. Смотрите, мы колем лёд, но через торосы мы прорубаемся, а не прокалываемся. Смешно, правда? Лёд морозный, колется хорошо, да и вообще полезно поработать на свежем воздухе. Много свежих трещин, медвежьих следов, но народ всё равно не горит желанием таскать по глубокому снегу ружьё в довесок к пешне. В ответ на мои вопли, о том, что их ждут дома, залихватски отвечают, что расправятся с ним пешнёй и крестным знамением. Мы в нейтральных водах, расставание с Америкой прошло как-то совсем обыденно, не всплывала подводная лодка с пулемётами, не было проверки паспортов, заполнения деклараций, медведь только где-то неподалёку, судя по свежим следам болтается.

Утро было радостным, получили два снимка, вполне информативных, один от Василия Марковича Смоляницкого из ААНИИ, другой от Райнера Зитлова, поддерживающего нас немца, много путешествующего по миру. Снимки хорошие, в отличие от того, что на низ изображено. А изображены на них в большом количестве разрывы, трещины и полыньи исполинского, местами размера. Но, сами знаете, предупреждён, значит вооружён, что уже неплохо. На этой мажорной ноте прощаюсь с вами, болеющими за нас, всего хорошего и до связи.

Всем привет и до связи. Ваш В. Елагин.


8 марта 2015, N70°12,084’, W162°19,340’, 19:15 UTC-9, ODO 281km, P-1005mb.

Стоим неподалёку от берега, занимаемся по хозяйству: кто машины в порядок приводит, кто в компьютер ушёл с головой, кто пишет письма с воззваниями проявить международную солидарность трудящихся и подослать нам парочку спутниковых снимков приличного качества. Погода ясная, наверняка снимки получились достойного качества, но опять у нас на пути непреодолимой преградой встаёт 8-е марта со всеми отягчающими. Что-то в этом году нам не везёт с погодой, всё время облачно, а как раскроет, так на Родине праздник и всем не до нас, вместо того, чтобы поститься и о спасении души думать, несутся мимозу покупать и шампанское. Всё плоть неукрощённая да гормоны проклятые! Вчера, в думах о возвышенном, поломали передний прицеп красного каравана. Морская соль и перегрузки ослабили дюраль, а тут ещё о возвышенном, вот вам и ремонт. Починяя поломанный узел, мы каждый раз повторяем мантру: «ездить надо спокойно, технику беречь», далее со всеми остановками. Но человек слаб, ни Великий пост, ни мантры не могут погасить азарт джентльмена за рулём и опять ремонт, караван стоит, опять бубнят мантры…

Сегодня планируем уйти от берегов в океан, двенадцать миль всего и мы в нейтральных водах. Что-то в этом есть, несмотря на полную абстрактность этих понятий в настоящем местоположении. Здесь можно проехать сотни километров, не встретив никого. Так что ждём окончания праздников или, по крайней мере, наступления вечера, то есть дня в Москве, когда проснутся те, кто готов нам помогать даже в нерабочие дни. Просыпайтесь скорее, сони. Время не ждёт!

Всем привет и до связи. Ваш В. Елагин.


6 марта, 2015 N69°56,080’, W162°46,794’. ODO 319 km. P-1022mb.

Остановились на ночёвку сегодня пораньше, много вопросов к Большой Земле. Ждём снимки из С-Петербурга, прогноз погоды из Москвы, да и американцы может что-нибудь ответят. Стоим в километре от берега, весь день прошёл в езде по припайной полосе. Вчера с утра красная машина провалилась в волчью яму, хорошо замаскированную свежим снегом. Пока тащили, освежили навыки работы по извлечению наших транспортных средств из чуждой им среды. К вечеру категорическое нежелание работать изъявила помпа водяного охлаждения. Заменили на новую. Вы не думайте, у нас тут не магазин запчастей, «но кое-что таки есть». Вчера ужинали оленьей строганиной, для слабонервных подавался рис с сосисками. Потом была непродолжительная борьба с компьютером и, наконец, загадочное «ЭФТИПИ»(FTP) заработало. Скорее всего, так никогда и не узнаю, что это такое, но, положа руку на сердце, не очень об этом и сожалею. У нас проводов с разными «ЮЭСБИ» пока ещё меньше по весу, чем нормальных запчастей, но разрыв сокращается с пугающей скоростью. В общем, от лома (пешни) до «ЭФТИПИ», всем современный полярный путешественник должен владеть в совершенстве. Должен, но владеет не каждый. Это хорошо, есть куда стремиться (желающим).
Всем привет и до связи. Ваш В. Елагин.


4 марта 2015 г. N70°49,542', W159°30,297' ОDO 135km.

С утра t – 25°C, ветер несильный, западный. Давление 1013мб. Полнолуние. Первый полный день на походе. Вчера выехали из Барроу. Нас провожали ребята из компании UMIAQ, которая предоставила нам гараж, жильё и всё прочее. Все, с кем пришлось в эти дни иметь дело, необычайно доброжелательны, помогали кто чем мог, Нак, Майк, Шан и все, все, все, спасибо вам большое! Сварщик с простым американским именем Джон Кеннеди подарил термос, на котором маркером вывел: от Джона Кеннеди, сварщика, чтобы упаси Господь, не перепутали с кем-нибудь другим. Покинули Барроу не без приключений, съехали на лёд ещё в черте города, ну и как происходит всегда в таких случаях, на глазах у многочисленных зрителей застряли. Продемонстрировав им мастерство в обращении с лопатой, наконец отбыли в Белое Безмолвие.

Через 20 км отломился от зелёного каравана задний прицеп, но это ничего, нам не привыкать. За час починили, а тут как раз время ужина, очень с аппетитом поужинали под свист слегка штормового ветра снаружи, а внутри уютно и начальник разрешил по 100гр. Когда у впереди идущей машины что-нибудь случается, задние подъезжают не торопясь и начинают рассуждать (в сторону), что меньше надо гонять, мы мол угнаться не можем и т.д. При смене лидирующей машины ситуация меняется на противоположную.

Видели песца, оленей карибу, следы большого медведя и маленький самолёт, пролетавший подозрительно близко.

От Национального Ледового Центра США, к сожалению, ответа на наш запрос-просьбу снабжать нас спутниковыми снимками ледового покрова пока нет, а для нас сейчас это самое важное.
Всем привет и до связи. В. Елагин.


3 марта 2015 г. 6:45 утра. Барроу

Все ещё с Морфеем обнимаются, а Елагин не спит, Елагин оперу пишет. Первый день приезда в Барроу ознаменовался встречей с представителями ФБР. Вежливые люди (похоже, это модно не только у нас) осмотрели нашу поклажу, позадавали вопросы и отбыли восвояси, в края потеплее.

Последующие два дня прошли в активных хлопотах по хозяйству. Замена амортизаторов и шиномонтаж несложные операции, но если вспомнить, что в совокупности у нас на машинах 14 амортизаторов, а колёс в караванах 24, то можно и посочувствовать. Бочек у нас с разными грузами, не считая топливных - 36, а Обиход один, в отличие от "вежливых людей", и ему надо не искать"набор разведчика", а навести порядок, разложить всё вновь приобретённое и записать. Записать причём таким почерком, который впоследствии поддастся расшифровке, хотя бы и усилиями всей команды. Этот проклятый почерк отнимает у ветерана-полярника последние силы, но кто-то должен же делать эту работу адову. Война миров и мировоззрений досюда не докатилась, люди относятся к нам по-прежнему хорошо, мы-то начитавшись советских газет, готовились к холодной войне, а здесь климат гораздо теплее чем в Москве, вот оно, то самое потепление.

С погодой тем временем, дела обстоят не очень, сильный ветер день за днём, сдвинул наконец-таки массу льда и образовалась заприпайная полынья. Учёные люди, которым мы рассылаем вопросы, как нам жить дальше, дают зачастую противоречивые ответы, и это правильно, самим надо думать, как прорваться на Родину. На этой мужественной ноте заканчиваю сообщение, пора идти руководить, а то кофий весь выпьют. Всего хорошего и до связи. Лёд тронулся, гопода, сегодня уезжаем!
В. Е.


25 февраля 2015 г. 18:00 UTC-9, Анкоридж, ул. Рэббит Крик (Кроличий ручей), дом Брайена Риипа.

Приходим в себя после 20 часов чистого лёту, закупаем продукты под мудрым руководством жены Брайена Лены. Из окон дома, стоящего на склоне холма открывается красивый вид на море, Анкоридж, вдалеке виднеется красавица Мак-Кинли. Вчера нам везло, над Гренландией было чистое небо и мы насладились созерцанием величественной панорамы. Потом везение продолжилось, и, невзирая на мрачные предсказания консульских офицеров и моего старшего брата, мы провели в очереди на границе не обещанные 2 часа, а всего 15-20 минут, ввоз оружия оформили ещё за 10, не довелось нам испытать себя и стоянием в знаменитых Нью-Йоркских пробках. Зато удалось вдалеке разглядеть небезызвестную огромную тётку из бронзы. Всё хорошо, только спать уж очень хочется, как американцы живут в этом времени, понять нормальному человеку не представляется возможным. Вон, пожалуйста, у нас время и часовые пояса тусуют начальники как хотят, и народ счастлив. Погода в Анкоридже тёплая, мерзость всеобщего потепления докатилась и сюда, старт знаменитой тысячемильной гонки на собачьих упряжках перенесён в Фэйрбэнкс, чувствительно севернее. В Барроу тепло, но уже на арктический манер, не 30, а только 15 градусов мороза. Вылетаем в Барроу 27-го, груз колёс и остальной мелочёвки уже там, так что теперь дело за нами. Всем привет и до связи.
В. Елагин.


8 февраля 2015 г. Готовимся к выезду на Аляску, в Барроу.

Комплектуем груз: шины, амортизаторы, всякую мелочёвку. Машины на ходу, но подошло время заменить некоторые расходники, в том числе и шины. Продукты будем закупать в Анкоридже, с тем, чтобы в Барроу заниматься только подготовкой машин и комплектацией караванов.

Пока нет разрешения от американцев на ввоз оружия; хотя иметь с собой его очень хочется, мы въезжаем в зону где концентрация медведей самая высокая во всей Арктике. В прошлом году такое разрешение мы получили, а в этом возникли какие-то проблемы. Родная таможня готова выпустить груз шин и запчастей беспошлинно, как некоммерческий груз, пропуска нашей команде на пребывание в пограничной зоне выданы. Так что, всё хорошо. Мы готовимся, зная, что если всё было бы гладко, нечего будет и вспоминать. Даже знаменитый Сэр Ранульф Файнесс в книге «Вокруг света по меридиану» пишет о своём визите к одному высокопоставленному чиновнику: «он ласково посмотрел мне в глаза, выслушал краткое описание проекта и сказал – только через мой труп». На таком фоне наша нервотрёпка с американцами и представителями разных других ведомств кажется детским лепетом. Процесс идёт, нас поддерживают, но сроки, сроки… Письма, отправленные по почте бродят из Москвы в Москву по месяцу-полтора, узнать их судьбу не представляется возможным, зато когда раздаётся долгожданный звонок или приходит письмо на твою электронную почту с очередным разрешением, это истинный катарсис. У Сергея Исаева, например, пока ещё нет американской визы, ситуация напрягается, он один из самых нужных на походе людей. На острове Врангеля и Певеке нас уже ждут, в Тикси тоже, не говоря уж о Дудинке, ведь оттуда мы уходили на север в 2011 году, там нас благословил в дальнюю дорогу Отец Георгий. Три года по заграницам, пора и честь знать, домой, только домой.

На работе надо подчистить дела, их всегда по известному закону наваливается побольше в аккурат перед самым отъездом, ну да это каждый год одно и то же, выработался даже некий иммунитет, естественная защита от рутины, когда начинает казаться что она, эта круговерть и есть самое главное в жизни.

На этот раз планирую сконцентрироваться больше на фотосъёмке, Алексей Ушаков будет по возможности освобождён от общегражданских работ для съёмки видео, на остальных же ляжет основная тяжесть по продвижению каравана вперёд. Народ, слава Богу, опытный, ничему учить не надо, главное – есть опыт, спокойствие и умение ждать.

Сейчас уже ясно, что переход через Берингов пролив – самый рискованный этап всего проекта, лёд в котором очень подвижен и кажущаяся небольшой по сравнению с переходом через океан дистанция, преподнести сюрпризов самого разного толка может сколь угодно много. В Ассоциации Полярников настойчиво советуют уходить с мыса Барроу прямым курсом на остров Врангеля, а это уже дистанция, сравнимая по протяжённости с расстоянием от мыса Арктического до полюса. Так хочется сократить путь и отрываться от берегов Аляски поближе в Пойнт Хоуп в направлении Энурмино, но риск попасть в ледовую мясорубку существенно увеличивается, что крайне нежелательно. В общем, «война план покажет».

Вылетаем из Москвы 24 февраля, в Барроу планируем оказаться 27-го. Дня 2-3 на раскачку, подготовку караванов и в путь. С середины февраля хочу начать следить за состоянием льда в Чукотском море, подробно изучая каждые 3-4 дня спутниковые снимки. В этом деле тоже должен присутствовать элемент везения, лучше всего для этой цели годятся оптические снимки, а они получаются у космических аппаратов только при ясной погоде. Вот, вкратце, состояние наших дел за три недели до отъезда.
В. Елагин.