English
ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ "АНТАРКТИДА 2018-2019"

17 декабря 2018, Полюс недоступности. Полюс относительной недоступности Полюс недоступности сейчас

Сегодня, примерно в 15 часов экспедиция достигла первой намеченной цели-полюса недоступности. История возникновения этого места в Антарктиде по материалам сайта Достопримечательности мира.

Обнаружить полюс недоступности на самом холодном и белом континенте планеты не составит труда. Посреди бесконечной ледяной антарктической пустыни вас встретит памятник Ленину. Памятник Ленину в Антарктиде конечно небольшой и сделан из пластмассы, но это все же самый южный памятник вождю на Земле. Его оставила здесь 3-я советская антарктическая экспедиция в 1958 году. На сегодняшний день памятник – это все, что осталось от научной станции времен СССР. Сама станция давно погребена под толстым снежным покровом, виден только памятник Ленину, когда-то установленный на её крыше. Советские исследователи прибыли в это удаленное место 14 декабря 1958 года. Достижение Южного полюса недоступности стало главной целью этой экспедиции. Примечательно, что добраться сюда гораздо сложнее, чем к географическому Южному полюсу.Команда из 18 человек санно-гусеничным способом прибыла на полюс недоступности и возвела небольшой дом площадью 24 м², способный разместить 4 человека. В ходе строительства станции, на самую верхнюю её точку установили бюст Ленина. Станция построена на высоте 3718 метров над уровнем океана. Лед в этом месте имеет толщину 2980 метров. Средняя температура в окрестностях станции держится на уровне в -57,2 градусов Цельсия. Похороненная под снегом станция и бюст вождя с мемориальной доской, посвященной завоеванию полюса недоступности русскими полярниками, сейчас являются историческим памятником. Последний раз на полюсе недоступности люди побывали 27 декабря 2011 года.


2 декабря 2018, Новолазаревская. Лафет с гробом Генсека Антены на крыше

Возились с прицепами, регулировали их подвеску, Кубасов борется с передачей данных на Родину, борьба с переменным успехом, Захаров Дмитрий, похоже прав, на крыше машины антеннам самое место. Народ опасался нехорошего излучения над головой, звонили в Москву, оказалось СВЧ не только вредно, но и полезно. Завтра поставим им всё это на крышу. За ужином сегодня постановили трогаться в путь послезавтра, 4 декабря. Надеюсь, успеем управиться со всякой мелочёвкой и уложить грузы в машине, таким образом, чтобы в этом ужасе из шматья, инструментов и электроники можно было бы выдержать два месяца и не тронуться. Кубасов Саша предложил закрепить все вещи в машинах получше, а то, мол будут летать по всему салону, успокоили, скорость у нас будет как у лафета с гробом Генерального секретаря.

Ваш В. Елагин.


1 декабря 2018, NOVO. Василий Елагин

Мы в Антарктиде! Вылетели вчера по плану, около 10 часов утра и через 6 часов прибыли на ледовый аэродром NOVO. Станция Новолазаревская расположена в оазисе Ширмахера в 8 километрах севернее. Места выходов скальных пород, за исключением горных вершин, можно называть оазисами, поскольку на этих выходах можно строить и жить без необходимости бороться с аккумуляцией снега и протаиванием и погружением сооружений в лёд. Новолазаревская находится на уровне моря, аэродром выше на уровне примерно 700 метров. На внутриконтинентальных перевозках работают самолёты Баслер и Твин-Оттер. Баслер - это DC-3 Дуглас или, что практически одно и то же, ЛИ-2. На хозяйственные капиталисты водрузили современные двигатели, и старички прекрасно себе летают. Про наш творческо-производственный коллектив, всё барахло выгружено, нам предоставили большую палатку-гараж для сборки вездеходов, на дворе хоть и солнце, и морозец совсем лёгкий, из-за ветра не слишком жарко, особенно, если надо работать голыми руками.

Вчера довелось мне слетать на Оттере к местным горам, красивой вершине Ульветанна. Много вертикальных стен по нескольку сотен метров высотой, пейзаж завораживающий. Сверху внимательно осматривал ледник на предмет трещин с самолёта их видно намного лучше. Есть, но относительно немного и не самой большой ширины. Расслабляться не собираемся, но и немного взбодрились.

Всем привет и наилучшие пожелания. Ваш В. Елагин.

Вершина Ульветанна Емеля

30 ноября 2018, Кейптаун. Перед погрузкой Емеля в летадле

Ну вот, машины и весь наш груз в самолёте. Погрузку начали 10:30, в 13:30 закончили. Местные люди со складского комплекса очень доброжелательны, и профессиональны. С экипажем и вовсе всё было очень здорово, одним словом, транспортная авиация: хорошие и не очень посадочные полосы, самый разный груз и отсутствие зачастую запасных аэродромов, короче, это вам не Москва-Мюнхен.

Loadmaster (главный по загрузке) только спросил, приготовили ли мы себе в вездеходах спальные места или нет, всё лучше, чем сидеть на откидном стульчике вдоль борта. Приятно представить, лежишь себе в своём вездеходе, но лежишь со скоростью 700 км/час. Да, ещё подарочные банные веники велел поплотнее замотать в полиэтилен, чтоб не пересохли, мужчина с понятием.

А завтра с утра потянемся полусонные к стойке регистрации, получим посадочные и будем засовывать нашу ручную кладь в просвечивалку, упаси Господи у кого маникюрные ножницы обнаружат, и в аэроплан, в вездеход, а там железок самых что ни на есть запрещённых полная машина. В общем, везде одно и тоже. В пункте назначения -6-10°C, солнце, бодрящий ветерок до 20 узлов, так что в самолёте будем одеваться. На высоте около 1500 м. надо будет не забыть вытащить затычки из стеклопакетов в машинах, чтобы не лопнули, а при посадке снова заткнуть, чтобы не набрали влаги внутрь, смотреть через затуманенное лобовое стекло два месяца и врагу не пожелаешь.

На сборку прицепов и полное формирование караванов нам отведено 2 дня. 3 декабря должны поехать. Вечером выпью стаканчик вина за здоровье вездеходов, им предстоит тяжёлая работа. Ну хватит, теперь до связи с Новолазаревской.

Всем привет и наилучшие пожелания. Ваш В. Елагин.

Выгрузка в порту Кейптауна Аэропорт в Кейптауне Памятник Роберту Скотту

28 ноября 2018, Кейптаун. Бригада

Третий день в Кейптауне. На самом деле не в Кейптауне, а в складском комплексе местного аэропорта, возимся с машинами. Позавчера выгружали их из контейнеров, весь день на улице. Погода - солнце, ветерок, всё как надо, чтобы мне, рыжему, основательно сгореть, Рожа стала кирпичного цвета, всё болит, так мне и надо, на старости лет можно бы быть и поумнее.

Сегодня и вчера под крышей, без этого африканского светила. Машины обклеили рекламой, перебираем продукты, их почему-то вдвое больше необходимого, завтра будем урезать их количество, как минимум, на треть. Вылет 1 декабря, накануне загрузка аэроплана. Погода на Новолазаревской по прогнозу должна быть хорошей, -3-7°C, солнце. На станции Восток -38°C, по ощущениям, -54°C. Это теперь модно, стращать ощущениями, очень подрывает боевой дух.

Николаич хотел искупаться в океане, начальство не разрешило, из эгоистических опасений потерять механика, получив взамен пенсионера на больничном. Может, конечно, ночью рвануть к воде, он мужчина решительный, постараюсь крепко не спать, дабы остановить.

На повестке дня по-прежнему трещины, радары и пр. Мнения бывалыми обитателями высоких широт высказываются самые разные, слушаем их как заворожённые, и, чем больше слушаем, тем меньше понимаем, что же делать. Решать проблему, видимо, придётся комплексно, на машине на штанге радар, а перед радаром на верёвке Николаич с копьём. Так-то оно вернее будет. За завтраком увидели Кристиана Хааса из института Вегенера, встречались с ним в Резольюте в 2013 году после перехода из России в Канаду. Мир не только кругл, но и тесен. Появились и Люда Коробешко с мужем Александром Викторовичем Абрамовым, полетят одним с нами рейсом на Новолазаревскую, хотят что-то посмотреть. Завидую их энергии, на один день в Антарктиду из Москвы слетать, это вам не фунт сами знаете чего!

Такие дела. Привет всем. Ваш В. Елагин.


25 ноября 2018, 6.30 утра. Аэропорт Дубай.

Лёд тронулся, господа присяжные! После бессонной ночи в огромном 380-м пытаюсь оформить первые впечатления от пребывания на чужбине. Чем занята голова? Тем же чем и всегда в первый день любой экспедиции, лихорадочными соображениями, что забыл, ещё есть возможность позвонить в Москву и сообщить Макарову, что прихватить из забытого, слава Богу, уезжать в аэропорт он будет из нашей квартиры. Это очень мудро, кто-то из команды должен ехать слегка попозжее. А у нас - солнечное утро, за бортом +25, кофе по 500 руб., три с половиной часа ожидания и опять в летадло, до бандитского города Кейптауна. Николаич твёрдо заявил, что сразу отправляется на поиски таверны Кэт, ну а девушки, в смысле вездеходы, грузы и т.п., потом. Я считаю это правильным решением, в нашем возрасте откладывать на завтра такие вещи нельзя, может больше и не сложиться. Сказал, пойдёт без бронежилета, он всегда был фаталистом.

Машины уже в Кейптауне, так что сразу придётся приниматься за работу. Представители шиппинговой компании хотели без нас разгрузить контейнеры, спросили в замках ли ключи зажигания, мы ответили, что кабины заперты, ключи у нас. Порадовало, как о нас хорошо думают, о машинах тоже. Нормальным людям невдомёк, что кабины в принципе на ключ не запираются, замков зажигания нет, а есть кнопка с надписью СТАРТ, и всё. На этот раз пронесло.

В Москве радовался, что из Дубая буду лететь в Кейптаун, сидя у окна, сверху посмотрю на Африку, Замбези, и всё такое. С каждой написанной строкой этого сообщения понимаю, надежды нет, отключусь на первых пятнадцати минутах полёта, так что мало того, что без зимы оказываюсь в этом году, ещё и Замбези с Танганьикой не увижу. Вот так безрадостно начинается поход. Успокаивает только альпинистская примета: плохая погода на подходах к маршруту всегда оставляет надежду на хорошую на самом маршруте.

Такие дела. Привет всем. Ваш В. Елагин.


25 октября 2018, Москва.

Машины плывут на пароходе, неделю назад загрузили их в два 40-футовых контейнера вместе с прицепами и всем оборудованием. Контейнеры высокие, машины на фанерных колёсиках зашли с большим запасом по высоте. В стандартной высоты контейнер они тоже входят, но для прохождения дверного проёма надо в корму посадить трёх-четырёх джентльменов, желательно корпулентных, чтобы подвеска почувствовала твёрдую мужскую руку, не сказать хуже.

Водители грузовиков - герои, железные люди, с такой скоростью перемещаться по просторам нашей необъятной отчизны - не фунт изюму. Из Екатеринбурга до Питера за два дня и как огурцы, оба помогали нам загружать контейнеры. Большое вам обоим спасибо, Алексей и Леонид! Как уже писал, этап творчества остался очередной раз позади, впереди - не менее творческий, но теперь уже в смысле осторожности, не передавить ногой педаль газа, лишний раз заставить себя выйти из кибитки на освежающий ветерок, осмотреться и не торопиться.

Подходит время мучить вездеходы непомерными и нерасчётными нагрузками, надо суметь протиснуться между Сциллой и Харибдой, не поломав технику и всё-таки дойти без поддержки извне пусть шаркающей, но гордой походкой до цели, до которой всего-то ничего - 6000 км. В 2013 -м году мы одолели 4000 км от берегов Северной Земли до канадской деревни Резольют, в этот же раз - дистанция в полтора раза больше. Высота до 4000 м, и очень жёсткие заструги, вот основные препятствия для машин, а для нас - аккуратно найти проходы в зонах трещин.

Очень интересно, как поведут себя волокуши, на каждой из которых будут ехать по 900 л топлива в дополнение к нашим традиционным караванам.

По этому поводу пытался опрашивать ветеранов Антарктики, не помогло, мнения разделились. Одни говорят - колесо(прицеп) лучше, другие говорят лучше сани, а основная масса считает, что нам ничего не поможет, что это нам не Арктика с её тепличными условиями и рельефом, и всё развалится, что бы мы ни делали.

Ничего, такие прогнозы бодрят и не дают расслабиться. Впереди приключения и какой-то дурацкий год, без зимы. В Москве осень, а мы в самолёт и через 10-12 часов лёту выходим в весенний Кейптаун, дальше - больше, летим на юг и попадаем в начало лета, на обратном пути выгружаться в Москве будем незадолго до весны. Лишнее лето в жизни, это, наверное, неплохо, а как быть с утраченной зимой?

Ваш В. Елагин.


8 октября 2018, Екатеринбург.

Ночью прилетел в Ё-Бург, привёз вал из Дубны. Выручил, как всегда, вот уже почти 10 лет патронирующий наш проект Михаил Валентинович Иванков, строитель вездеходов, изобретатель и просто неравнодушный и интересный джентльмен. Нашлась у него в заначке производственная площадка, где Виктор, молодой человек, быстро сумел изготовить не совсем простую деталь с очень достойным качеством.

Спал не больше 3-4 часов, а весь день на ногах при машинах с Костей и Сашей, и бодр и не чувствую усталости, вот что значит делать то, что доставляет радость, тем более с хорошими людьми. Щемит душу знакомая по прежним временам грусть, подходит к концу ещё один интересный этап, технический, он же творческий, да ещё и с хорошими возможностями. Впереди Кейптаун, Антарктида, всё время перебираешь в уме возможные неприятности, ведь по известному закону жизни неприятность случится, даже если она совсем не могла случиться. Завтра грузим вездеходы в грузовики и в Петроград, на страшную акцизную и Балтийскую таможни. Но это в конце недели, ещё три дня суеты, а потом, наконец, можно будет расслабиться и заняться работой с картами, консультациями у специалистов, поисками каких-то ещё дополнительных сведений и т.п.

По экипировке известий никаких нет, нас не считают нужным ставить в известность о степени её готовности, ведь после пятницы уже контейнером груз не отправить, только в сумку и с ней в самолёт. Скорее бы уже всё это оказалось позади, Москва, таможни, эксперты-эрудиты со своими поучениями, что нам надевать, как носить и т.д.

Ваш В. Елагин.


27 сентября 2018, Екатеринбург. Бригадир Александр Алексеевич

Подходит к концу подготовка караванов к походу. Повесили гордые номера 77-го региона, собираем бесконечные мелочи. Вдруг, сегодня, о радость, из таможни указ - все товары (у нас оказывается товары!), сфотографировать, описать из каких материалов изготовлены, назначение, кратенько так, без фанатизма, на пару страничек по каждой позиции, больше не надо. Всё было уже упаковано, в пену и замотано скочем. Стиснуть зубы, нож в руки и вперёд - всё распаковать, сфотографировать, и снова упаковать. Если не упаковывать, огорчится таможенный офицер, это же приятно, заставить этих (в смысле нас) всё снова распаковать для тщательного осмотра и органо-лептического изучения. Поэтому - пакуем. В качестве успокоения брокер сказал, это ещё что, а вот несколько 40-футовиков и пару тысяч позиций описать, так что радуйтесь. Начал с кувалды, фото, подробное описание материала и способы применения. Поддерживает атмосфера солидарности коллектива. Фотографии мужчин размещаем на сайте с гораздо большим удовольствием, чем кувалды, хотя от неё толку могло бы быть тоже много, если бы не английская наша с Николаичем сдержанность.

Такие дела. Ваш В. Елагин.


25 сентября 2018, Москва, Екатеринбург.

Вчера из офиса Валдиса Пельша поступил запрос: "Василий Игоревич, нам нужны Ваши размеры (Обихода и Макарова) стоп в сантиметрах для покупки валенок." Переслал запрос в Екатеринбург. Ответ Макарова по поводу размеров ног техсостава не заставил себя долго ждать. Цитирую дословно с сохранением орфографии и пунктуации автора: "Валенки! Круто. Мне белые, если чо. Николаича еле поймал, он на Емеле у нас по кишлаку гоняет, всех курей распугал. У него размер левой ноги 25,2, правой 25,3. У меня левой 26,7, правой 26,5. Это в сантиметрах. Более точно измерить не удалось, нет нужных приборов. Телогрейка и ушанка у меня, если чо, есть. Ватные штаны остались от деда, но если будет такая возможность, лучше купить что нибудь поновее (шиковать дык шиковать), а то перед американцами как-то неудобно получится, у них-то наверняка новые.
Огромное спасибо от меня лично и от Николаича за заботу."

Так что народ подобрался с чувством юмора, что вселяет зыбкую надежду на удачный исход мероприятия. Ведь еще Хейердал на вопрос компетентных органов, какими качествами должен обладать советский участник его экспедиции (им стал Сенкевич), ответил: "Чувством юмора."

Ваш В. Елагин.


19 сентября 2018, Екатеринбург. Зачем Пингвину запчасть?

Вчера на пробном выезде свернули вал привода среднего моста. Причина - неаккуратная сборка. Траурный вечер прошёл в мучительных раздумьях, где можно изготовить (он оригинальный) вал, с гарантией высокого качества. Консилиум постановил - нигде, в такие сжатые (неделя-две) сроки, да ещё и чтоб хорошо сделали. Сегодня утром с трудом дождался 11-ти часов, звоню в Ульм, Гансу Раммензее, великому реставратору старинных авто и нашему хорошему другу. Человек серьёзный, берёт часовой тайм-аут на изучение вопроса.Фотография детали была переслана. Через час долгожданный звонок: "Старик, тут у меня за углом частная мастерская, маленькая, но оснащена хорошо, мужчина правильный, я его неплохо знаю, сделает. Термообработка? Само собой, мы же взрослые люди." Вот, так, баварская деревня готова помочь в святом деле празднования 200-летия открытия Антарктиды РУССКИМИ моряками под командованием Беллинсгаузена и Лазарева. Может и фамилия Фаддей Фаддеича (Фабиан Готтлиб Таддеусович фон Беллинсгаузен) помогла. Так что, надеюсь, всё хорошо, недочёты устранены, оргвыводы сделаны, машина будет лучше, чем была.

А тем временем на нашей стороне действительности: таможня строго предупредила, замененные части должны точно по листу временного вывоза быть возвращены на родину, как доказательство того, что мы с Николаичем не открыли розничную торговлю б/у частями легковых авто выпуска середины 90-х на берегах Антарктического континента, тем самым ввергнув пингвинов в состояние полнейшего изумления. Скорее всего, сделано это из любви к животному миру Южного континента. Ведь массовую от хохота гибель пингвинов допустить никак невозможно. Так что везде у нас люди добрые, берегут природу, а не только выявляют контрабанду и пресекают её безжалостно. Так что, всё под контролем, и люди, и даже пингвины.

Ваш В. Елагин.


17 сентября 2018, Екатеринбург.

В пятницу улетать с Николаичем в Москву, там куча дел, докупить разную техническую мелочёвку, собрать личное шматьё, что валяется по домам, дачам и деревням, которое можно отправить морем, а не таскаться с ним по аэропортам. Грузовик добыть из Екатеринбурга в колыбель революции (переворота 17-го года), в порт не так просто, все хотят ехать только в Москву. Брокер жаждет увидеть документы на вездеходы, а у меня их нет, и взять неоткуда. Самострой, слава Богу, что не запрещённый. Вспоминаю, как перебравшись через Берингов пролив с Аляски на Родину, в посёлке имени Шмидта (джентльмен, который ухитрился утопить ледокол, за что и стал национальным героем) к нам подошли два до полнейшего неприличия упитанных полицейских капитана и попросили: "А документики на машинки можно?", на что я им доверительно сообщил, что машины угнаны на Аляске и теперь своим ходом перегоняются к месту продажи. Так и на таможне придётся объяснять офицерам, что в жизни пока ещё встречаются вещи без документов, хоть это и очень нехорошо и бороться с этим порочным явлением надо до полного его искоренения. В общем, процесс на таможне предстоит творческий, я бы сказал, захватывающий.
А пока устанавливаем на прицепах мачты для передающих терминалов, по вечерам идёт покраска прицепов, краска настолько ядовитая и вонючая, что вытяжка в помещении не справляется и, кроме маляра, находиться там никому больше невозможно. Вес караванов растёт каждый день, хоть плачь. Ежеминутно вспоминаем, а вот это забыли, да и вот то необходимо взять... Вечерами (после 23-х) на ютубе смотрю разные ролики, как тойоты лихо бороздят просторы Южного континента, рассказывая при этом о страшных застругах и сыпучем снеге. Ездят они все почему-то на авиационном керосине в смеси с моторным маслом, чем это лучше хорошей солярки понять я пока не в состоянии. Пожуём - увидим.
Дамы, которые по ночам охраняют наш с Николаичем покой, сушат сухари и таскают Николаичу зелень с огорода, в рамках профилактики неизбежного авитаминоза. Обиход покорно поглощает полезную клетчатку, говорит, помогает. Я, как человек деликатный, спросить не отваживаюсь, от чего? Так и живём. До отъезда в Москву - три дня, работы на восемь лет...

Ваш В. Елагин.


15 сентября 2018, Екатеринбург.

Муви-люди (так мы называли операторов в Гималайской экспедиции на Канченджангу) запустили сегодня в работу свои тазы, спутниковые терминалы Open Port, что-то куда-то передали и, удовлетворённые, отбыли восвояси. Мы же продолжаем с маниакальным рвением искать недостатки в машинах, устраняем их, снимая тем самым острую фазу приступа, но период этот недолог, вновь находится какой-то недостаток и всё повторяется. Дни летят, развязка близится, таможня требует подробные списки содержимого наших ящиков и бочек, причём детальные, словосочетания типа "набор ручного инструмента" категорически не приветствуется, то есть могут "не дать добро", поэтому пишем, пишем. Желательно, чтобы всё было б/у, когда же я в разговоре с брокером заикнулся о запчастях, которые не хотелось бы брать б/у, он очень загрустил и поведал, что запчасти - это вообще отдельное оформление и не совсем простое. Короче, опять сага о Таможне. Выехать труднее, чем доехать. Чтобы засыпалось и спалось лучше перешли с Николаичем на Иван-чай, но всё равно сон нервный. Хочется верить, Белое Безмолвие подлечит нервишки, особенно если рядом храпеть не будут. Но это я уж слишком размечтался. Местные мужчины, колдующие над нашими вездеходами - просто спасители, без них нам подготовку караванов было бы не одолеть. Некоторые прониклись задачей настолько, что тоже ночами мучаются. Работают часто семь дней в неделю с 8-ми до 8-ми, а то и до полуночи. Люди в теме, ведь это коллектив компании "Вездеходы Макарова", объяснять ничего не надо, после краткого обсуждения как делать, начинают молча работать. Работают с огоньком, под громкую эстраду, тем самым приучая нас с Николаичем стойко переносить тяготы и лишения. Надо доложить, что ежедневно повторяющийся репертуар, в сочетании с со стуком молотков, шумом болгарок, треском электросварки возможно, воспитает у нас стойкость, если дотянем живыми до завершения работ. Я глуховат, и это спасает.

Такие дела. Ваш В. Елагин.


13 сентября 2018, Екатеринбург, ветра и дрейфа нет. Обновлённый Емеля Обновлённый Емеля

Cегодня к нам приехали трое участников экспедиции, режиссёр Кристина Оганесовна Козлова и операторы Денис и Александр. На день раньше прибыл Евгений, мастер по наладке и установке передающего ТВ-комплекса, с помощью которого ведущий будет будет рассказывать трудящимся в зимней России как проистекает жизнь летом в антарктике. Последние деньки перед отправкой машин в Петербург - всё напрягается, всплывают всякие мелочи и этой гадостью голова забита постоянно, невозможно сосредоточиться на серьёзных проблемах, подумать о том какой красавицей, по слухам, стала Москва, такая далёкая, почти что призрачная отсюда, с далёкого Уралмаша. Бесконечные списки запчастей, инструментов, одна только туалетная проблема мозг вынесла, ведь всё, абсолютно всё, съеденное нами за два месяца, мы должны будем вывезти за пределы Южного континента. Надеюсь, хоть на Родину не заставят всё это тащить, там и так этого добра завались, было бы с кем бы поделиться нашими традиционными технологиями. А если серьёзно и по существу, затевается автономный пробег протяжённостью больше 6000 км и опытные люди опять крутят пальцем у виска, отчего только распаляя в нас инженерный азарт подготовить технику так, чтобы успешно одолеть эту дистанцию не провалившись к тому же в трещину и не переругавшись. Собираюсь опять вести дневник, выкладывать его на нашем сайте. Одна из основных забот на сегодня - проблема трещин, их не так много, но они есть и даже одной, гостеприимной, может оказаться вполне достаточно, чтобы серия репортажей внезапно оборвалась. Спутниковых снимков нет, георадар - сонар требует мало того, что квалифицированного оператора, ещё и очень замедляет темп движения. Те, кто ездят к Южному полюсу от Новолазаревской, пользуются известным путём, накатанным неоднократно. Наша же дорога от Ново (посадочная полоса неподалёку от Новолазаревской) к Полюсу относительной недоступности лежит в стороне от хоженых путей, по ней проехали один раз, лет этак 60 назад и в ту безGPS-ную пору точно положить на карту пройденный путь не представлялось возможным.

Такие дела. Ваш В. Елагин.