English
ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ "АНТАРКТИДА 2018-2019"

27 сентября 2018, Екатеринбург. Бригадир Александр Алексеевич

Подходит к концу подготовка караванов к походу. Повесили гордые номера 77-го региона, собираем бесконечные мелочи. Вдруг, сегодня, о радость, из таможни указ - все товары (у нас оказывается товары!), сфотографировать, описать из каких материалов изготовлены, назначение, кратенько так, без фанатизма, на пару страничек по каждой позиции, больше не надо. Всё было уже упаковано, в пену и замотано скочем. Стиснуть зубы, нож в руки и вперёд - всё распаковать, сфотографировать, и снова упаковать. Если не упаковывать, огорчится таможенный офицер, это же приятно, заставить этих (в смысле нас) всё снова распаковать для тщательного осмотра и органо-лептического изучения. Поэтому - пакуем. В качестве успокоения брокер сказал, это ещё что, а вот несколько 40-футовиков и пару тысяч позиций описать, так что радуйтесь. Начал с кувалды, фото, подробное описание материала и способы применения. Поддерживает атмосфера солидарности коллектива. Фотографии мужчин размещаем на сайте с гораздо большим удовольствием, чем кувалды, хотя от неё толку могло бы быть тоже много, если бы не английская наша с Николаичем сдержанность.

Такие дела. Ваш В. Елагин.


25 сентября 2018, Москва, Екатеринбург.

Вчера из офиса Валдиса Пельша поступил запрос: "Василий Игоревич, нам нужны Ваши размеры (Обихода и Макарова) стоп в сантиметрах для покупки валенок." Переслал запрос в Екатеринбург. Ответ Макарова по поводу размеров ног техсостава не заставил себя долго ждать. Цитирую дословно с сохранением орфографии и пунктуации автора: "Валенки! Круто. Мне белые, если чо. Николаича еле поймал, он на Емеле у нас по кишлаку гоняет, всех курей распугал. У него размер левой ноги 25,2, правой 25,3. У меня левой 26,7, правой 26,5. Это в сантиметрах. Более точно измерить не удалось, нет нужных приборов. Телогрейка и ушанка у меня, если чо, есть. Ватные штаны остались от деда, но если будет такая возможность, лучше купить что нибудь поновее (шиковать дык шиковать), а то перед американцами как-то неудобно получится, у них-то наверняка новые.
Огромное спасибо от меня лично и от Николаича за заботу."

Так что народ подобрался с чувством юмора, что вселяет зыбкую надежду на удачный исход мероприятия. Ведь еще Хейердал на вопрос компетентных органов, какими качествами должен обладать советский участник его экспедиции (им стал Сенкевич), ответил: "Чувством юмора."

Ваш В. Елагин.


19 сентября 2018, Екатеринбург. Зачем Пингвину запчасть?

Вчера на пробном выезде свернули вал привода среднего моста. Причина - неаккуратная сборка. Траурный вечер прошёл в мучительных раздумьях, где можно изготовить (он оригинальный) вал, с гарантией высокого качества. Консилиум постановил - нигде, в такие сжатые (неделя-две) сроки, да ещё и чтоб хорошо сделали. Сегодня утром с трудом дождался 11-ти часов, звоню в Ульм, Гансу Раммензее, великому реставратору старинных авто и нашему хорошему другу. Человек серьёзный, берёт часовой тайм-аут на изучение вопроса.Фотография детали была переслана. Через час долгожданный звонок: "Старик, тут у меня за углом частная мастерская, маленькая, но оснащена хорошо, мужчина правильный, я его неплохо знаю, сделает. Термообработка? Само собой, мы же взрослые люди." Вот, так, баварская деревня готова помочь в святом деле празднования 200-летия открытия Антарктиды РУССКИМИ моряками под командованием Беллинсгаузена и Лазарева. Может и фамилия Фаддей Фаддеича (Фабиан Готтлиб Таддеусович фон Беллинсгаузен) помогла. Так что, надеюсь, всё хорошо, недочёты устранены, оргвыводы сделаны, машина будет лучше, чем была.

А тем временем на нашей стороне действительности: таможня строго предупредила, замененные части должны точно по листу временного вывоза быть возвращены на родину, как доказательство того, что мы с Николаичем не открыли розничную торговлю б/у частями легковых авто выпуска середины 90-х на берегах Антарктического континента, тем самым ввергнув пингвинов в состояние полнейшего изумления. Скорее всего, сделано это из любви к животному миру Южного континента. Ведь массовую от хохота гибель пингвинов допустить никак невозможно. Так что везде у нас люди добрые, берегут природу, а не только выявляют контрабанду и пресекают её безжалостно. Так что, всё под контролем, и люди, и даже пингвины.

Ваш В. Елагин.


17 сентября 2018, Екатеринбург.

В пятницу улетать с Николаичем в Москву, там куча дел, докупить разную техническую мелочёвку, собрать личное шматьё, что валяется по домам, дачам и деревням, которое можно отправить морем, а не таскаться с ним по аэропортам. Грузовик добыть из Екатеринбурга в колыбель революции (переворота 17-го года), в порт не так просто, все хотят ехать только в Москву. Брокер жаждет увидеть документы на вездеходы, а у меня их нет, и взять неоткуда. Самострой, слава Богу, что не запрещённый. Вспоминаю, как перебравшись через Берингов пролив с Аляски на Родину, в посёлке имени Шмидта (джентльмен, который ухитрился утопить ледокол, за что и стал национальным героем) к нам подошли два до полнейшего неприличия упитанных полицейских капитана и попросили: "А документики на машинки можно?", на что я им доверительно сообщил, что машины угнаны на Аляске и теперь своим ходом перегоняются к месту продажи. Так и на таможне придётся объяснять офицерам, что в жизни пока ещё встречаются вещи без документов, хоть это и очень нехорошо и бороться с этим порочным явлением надо до полного его искоренения. В общем, процесс на таможне предстоит творческий, я бы сказал, захватывающий.
А пока устанавливаем на прицепах мачты для передающих терминалов, по вечерам идёт покраска прицепов, краска настолько ядовитая и вонючая, что вытяжка в помещении не справляется и, кроме маляра, находиться там никому больше невозможно. Вес караванов растёт каждый день, хоть плачь. Ежеминутно вспоминаем, а вот это забыли, да и вот то необходимо взять... Вечерами (после 23-х) на ютубе смотрю разные ролики, как тойоты лихо бороздят просторы Южного континента, рассказывая при этом о страшных застругах и сыпучем снеге. Ездят они все почему-то на авиационном керосине в смеси с моторным маслом, чем это лучше хорошей солярки понять я пока не в состоянии. Пожуём - увидим.
Дамы, которые по ночам охраняют наш с Николаичем покой, сушат сухари и таскают Николаичу зелень с огорода, в рамках профилактики неизбежного авитаминоза. Обиход покорно поглощает полезную клетчатку, говорит, помогает. Я, как человек деликатный, спросить не отваживаюсь, от чего? Так и живём. До отъезда в Москву - три дня, работы на восемь лет...

Ваш В. Елагин.


15 сентября 2018, Екатеринбург.

Муви-люди (так мы называли операторов в Гималайской экспедиции на Канченджангу) запустили сегодня в работу свои тазы, спутниковые терминалы Open Port, что-то куда-то передали и, удовлетворённые, отбыли восвояси. Мы же продолжаем с маниакальным рвением искать недостатки в машинах, устраняем их, снимая тем самым острую фазу приступа, но период этот недолог, вновь находится какой-то недостаток и всё повторяется. Дни летят, развязка близится, таможня требует подробные списки содержимого наших ящиков и бочек, причём детальные, словосочетания типа "набор ручного инструмента" категорически не приветствуется, то есть могут "не дать добро", поэтому пишем, пишем. Желательно, чтобы всё было б/у, когда же я в разговоре с брокером заикнулся о запчастях, которые не хотелось бы брать б/у, он очень загрустил и поведал, что запчасти - это вообще отдельное оформление и не совсем простое. Короче, опять сага о Таможне. Выехать труднее, чем доехать. Чтобы засыпалось и спалось лучше перешли с Николаичем на Иван-чай, но всё равно сон нервный. Хочется верить, Белое Безмолвие подлечит нервишки, особенно если рядом храпеть не будут. Но это я уж слишком размечтался. Местные мужчины, колдующие над нашими вездеходами - просто спасители, без них нам подготовку караванов было бы не одолеть. Некоторые прониклись задачей настолько, что тоже ночами мучаются. Работают часто семь дней в неделю с 8-ми до 8-ми, а то и до полуночи. Люди в теме, ведь это коллектив компании "Вездеходы Макарова", объяснять ничего не надо, после краткого обсуждения как делать, начинают молча работать. Работают с огоньком, под громкую эстраду, тем самым приучая нас с Николаичем стойко переносить тяготы и лишения. Надо доложить, что ежедневно повторяющийся репертуар, в сочетании с со стуком молотков, шумом болгарок, треском электросварки возможно, воспитает у нас стойкость, если дотянем живыми до завершения работ. Я глуховат, и это спасает.

Такие дела. Ваш В. Елагин.


13 сентября 2018, Екатеринбург, ветра и дрейфа нет. Обновлённый Емеля Обновлённый Емеля

Cегодня к нам приехали трое участников экспедиции, режиссёр Кристина Оганесовна Козлова и операторы Денис и Александр. На день раньше прибыл Евгений, мастер по наладке и установке передающего ТВ-комплекса, с помощью которого ведущий будет будет рассказывать трудящимся в зимней России как проистекает жизнь летом в антарктике. Последние деньки перед отправкой машин в Петербург - всё напрягается, всплывают всякие мелочи и этой гадостью голова забита постоянно, невозможно сосредоточиться на серьёзных проблемах, подумать о том какой красавицей, по слухам, стала Москва, такая далёкая, почти что призрачная отсюда, с далёкого Уралмаша. Бесконечные списки запчастей, инструментов, одна только туалетная проблема мозг вынесла, ведь всё, абсолютно всё, съеденное нами за два месяца, мы должны будем вывезти за пределы Южного континента. Надеюсь, хоть на Родину не заставят всё это тащить, там и так этого добра завались, было бы с кем бы поделиться нашими традиционными технологиями. А если серьёзно и по существу, затевается автономный пробег протяжённостью больше 6000 км и опытные люди опять крутят пальцем у виска, отчего только распаляя в нас инженерный азарт подготовить технику так, чтобы успешно одолеть эту дистанцию не провалившись к тому же в трещину и не переругавшись. Собираюсь опять вести дневник, выкладывать его на нашем сайте. Одна из основных забот на сегодня - проблема трещин, их не так много, но они есть и даже одной, гостеприимной, может оказаться вполне достаточно, чтобы серия репортажей внезапно оборвалась. Спутниковых снимков нет, георадар - сонар требует мало того, что квалифицированного оператора, ещё и очень замедляет темп движения. Те, кто ездят к Южному полюсу от Новолазаревской, пользуются известным путём, накатанным неоднократно. Наша же дорога от Ново (посадочная полоса неподалёку от Новолазаревской) к Полюсу относительной недоступности лежит в стороне от хоженых путей, по ней проехали один раз, лет этак 60 назад и в ту безGPS-ную пору точно положить на карту пройденный путь не представлялось возможным.

Такие дела. Ваш В. Елагин.