Дневник арктического этапа трансглобальной автомобильной экспедиции

06.04.2024 N89°58'06", W022°. Одометр тот же, 3491, это половина протяжённости нашего этапа.

За ночь нас унесло дрейфом на юг в сторону Шпицбергена на 3 км.

Ясно, ветра нет, проспали до 7 часов, в восемь механики пошли заниматься машинами я же начал звонить по организационным делам, одновременно дав задание подсчитать запасы топлива. Вчера вечером в жёлтой машине выработав всё топливо, заглох двигатель. После проверки выяснилось, во всём караване топлива всего 70л. То есть приехали мы на полюс, можно сказать, на последних каплях, речи о том, чтобы ехать на Барнео за топливом, не идёт. Звонил Маргарите, директору Барнео, застал её в расстроенных чувствах, у них острый дефицит топлива на льду из-за трёхкратного поиска льдины, подходящей для обустройства ВПП. С трудом уговорил её доставить нам топливо в район полюса. Завтра из Красноярска выходит первый рейс через Хатангу на Барнео. Рейс технический, везёт всякое оборудование, группу лыжников, которые прямо из самолёта выдвинутся на лыжах покорять "последний градус", и Зураба с грузом запчастей, масел, антифриза и… чачи. Наконец-то появится возможность по-настоящему, по-мужски, по-русски в конце-то концов отметить прибытие нашего каравана на полюс. Да и у нашего канадца из Лос-Анжелеса появится счастливая возможность увидеть во всей широте её размаха удаль русской души, не отягощённую присутствием участкового милиционера. Но к делу, постановили на юг, в Гренландию, ехать, живя в Сиднейско-Гонолульско-Магаданском (выбрать по вкусу) часовом поясе. Сделано это не из любви к тому или иному месту на нашей планете, а для того, чтобы солнце нам в пути на юг светило не в глаза, а в затылок, так приятнее, заодно и торосы лучше видно. Если всё будет по плану, то есть вероятность нашего отъезда на юг 9-10 апреля. Сроки поджимают, до припая Гренландии по прямой больше 700 км, с коэффициентом петляния в торосах и между полыньями 1.3, почти тысяча, это, по моим расчётам, займёт не меньше трёх недель, да к тому же власти этого гостеприимного острова не разрешили ехать по кратчайшему пути на купол, а обязали заехать на станцию Норд для контроля нашей благонадёжности, что удлиняет наш путь минимум на пару сотен километров. Задача - выйти на припай к началу мая, в ознаменование праздника мира и труда тех, кому нечего терять, кроме своих цепей.

Теперь к местным новостям: Обиход обвинил вчера Максима Бадулина в атеизме. Сегодня Благовещенье, лица у трудящихся умиротворённые, но Андрей Иванович из Лос-Анжелеса воспринимает это спокойствие как фаталистического толка покорность судьбе, ведь мы стоим на полюсе, топливо кончается, в случае нелётной погоды не исключен трагический исход. Короче, спокойствие в коллективе его не радует. Пока писал это сообщение, механики поменяли один и проверили остальные амортизаторы, сейчас меняют пружину в подвеске среднего справа колеса в синей машине. Менять будут на усиленную, ведь в эту машину приедет Зураб. И последнее: только что из штаб-квартиры поступило сообщение, что и льдину с готовой полосой разорвало и завтрашний рейс отеняется. Ситуация становится всё более интригующей. По этому поводу на вечер запланировали в нашем экипаже просмотр фильма "День выборов".

Завтра утром ждём новостей из района Барнео.

Такие у нас тут, на полюсе дела.ВЕ


06.04.2024 N89°59'59", W-------. Одометр 3491, за день 52, полезных 43 км. Мы на полюсе!

Четыре машины, две новых и два ветерана, красная и зелёная, снова стоят на Северном полюсе. Но это потом, в 13.00.

Утро ясное, ветра почти нет, - 25°С или около того, сразу поехали на запад, взгляд с высоты позволил увидеть зоны сжатия полыньи до ширины, позволяющей уложить наши спасительные лестницы. Летали несколько раз, в результате всегда получается быстрее, чем пешком, проявляя мужество и героизм проводить время в поисках перехода, тем более что снизу не видно, что ждёт тебя впереди и проделанная работа может завести тебя совсем не туда, куда надо. Вскорости дело пошло веселее, рельеф стал доброжелательным, и к 9.00 мы проехали уже 25 км, до полюса оставалось, 10 широтных минут или морских миль (18.15 км). После второго завтрака караван повела жёлтая машина, и к часу дня мы оказались на полюсе. По приезде сразу же довелось из окна кабины наблюдать интригующую картину, склонившись над навигатором в руке, как не совсем здоровые люди, полярники бродили кругами вокруг незримой точки выхода земной оси на лёд Северного океана. Некоторые, наткнувшись на неё, замирали и тотчас, выхватив телефон, стремились успеть запечатлеть заветные цифры: 90.00.00.00, сумевших успешно довести дело до конца, было сразу видно по расслабленной походке и улыбке, лица заметно подобрели. Теперь можно слать это фото во все концы света.

Такие дела. ВЕ


05.04.2024 N89°36'36", W102°19'53". Одометр 3439, за день 62, полезных 44 км. К-1.41.

Сутра ясно, ветер Ю-З слабый, сразу въехали в зону множестенных разломов, трещин, на протяжении первых нескольких километров пути дрон поднимали в воздух раз пять, не меньше. Вызвал второй машиной ехать синюю, чтобы Обиходу было быстрее дойти до места поисков. Красная машина с экипажем в составе Ванькова, Гаврилова и Зайцева осуществляет поддержку жёлтой машины после обеда, когда та ведёт караван. Дневной результат сегодня средний – 24 широтных минуты. Не много и не мало. До полюса ещё около сорока км, есть надежда завтра там оказаться. На Барнео дела не слишком хороши, одна перспективная льдина треснула, не дожидаясь начала работ по строительству ВПП, вторая дождалась начала работ, а потом со злорадством треснула. Барнео, вернее, прилёт Зураба начинают нас тормозить, в лучшем раскладе нам хорошо было бы покинуть полюс числа 8-го, чтобы на припай Гренландии выйти в конце апреля – начале мая. Наш экипаж едет, погружённый в размышления, везёт Андрей Иванович Комри-Пикар, канадец из Лос-Анжелеса бутылку шампанского или нет. Всё-таки он собирается стать первым канадцем, приехавшим на авто на северный полюс.

О наличии шампанского обещаю с полюса сообщить.

Такие дела. ВЕ


04.04.2024 N89°12'51", W109°50'52". Одометр 3377, за день 88, полезных 76 км.

Утро ясное, ветер западный, свежий до сильного, в течении дня сменился на южный. Ехалось хорошо, рельеф несложный, несколько раз лестницы, пару раз провалили хвост, но прицеп уже лёгкий, полупустой, машина легко вытащила его на берег. Свежий снимок пришёл с утра, но рельеф был по большей части настолько простым, что потребности в нём не было. После обеда колонну вела жёлтая машина с Алексеем Сафоновым за рулём, на ночь встали в 20.00. На ужин гречка с сублимированным мясом, немного строганинки из нельмы. Барнео в 80 км к югу от полюса на русской стороне, так что надежды съездить туда, принять душ и побыть в цивилизованных условиях нет.

Такие дела. ВЕ


03.04.2024 N88°31'46", W110°07'51". Одометр 3289, за день 41, полезных 29.6 км.(из них 4 км. попутный дрейф)

С утра белая мгла, мучительная езда, бесчисленные трещины и полынья. В полынье плавал ледяной островок, в свою очередь тоже треснувший в паре мест. Путем перекладывания лестниц и безжалостного разрушения торосов, испортив окончательно островной ландшафт, мы перебрались на северную сторону и устремились дальше на север. В середине дня чуть посветлело, потом опять сделалась мгла. В 6 вечера встали на ночь, переполненные энтузиазмом заменить подтекающий слегка радиатор в нашей, зелёной машине. Это не течь в сантехническом смысле, а так, парит перед взором водителя, постоянно напоминая о себе, а как известно, назойливость тратит наши нервы, то немногое, что надо беречь в этой жизни. Начали готовиться к замене. С трудом выяснили, где лежат запасные радиаторы, потом мучительные поиски патрубков, поскольку у запасного другие диаметры, в результате убедились , что патрубки нужного диаметра оставили за ненадобностью в Кембридж-Бее. В творческих хлопотах полтора часа пролетели мигом, подошло время ужина и после обильной трапезы было принято единственно верное решение отложить ремонт до полюса. На полюс приедет Зураб, нагруженный как вьючная лошадь разными запчастями, купленными для нас в Красноярске Игорем Кананой, коллегой по строительству безумных автомобилей. Барнео пока не открыли, груз лежит на льду, но полосу ещё, по-видимому, подготовить не успели, так что Зурабу, прилетевшему уже в Красноярск, остаётся наслаждаться индустриальными пейзажами и Енисеем. Прислали новые спутниковые снимки высокого разрешения, но в условиях активного дрейфа пользоваться ими весьма непросто, тем более на местности с отсутствием выраженных ориентиров.

Такие дела. ВЕ


01.04.2024 N87°53'26", W113°45'46". Одометр 3199, за день 42, полезных 15 км.

Утро ясное, -25°С, ветер слабый. Езда несложная, правда местами оказываемся в зонах множественных разрывов, одну полынью переезжали по непростой конфигурации мостику из трёх лестниц. Успешной переправе обрадовались рано, через пару часов упёрлись в полынью больше километра шириной и бескрайнюю в широтном отношении. Полынья возрастом не больше суток, на предыдущем снимке её нет, при этом в воде уже образовалось «сало», назвать которое ниласом язык не поворачивается, не доросло ещё. Одна машина съездила на восток, другая на запад, убедились в бесперспективности и во второй половине дня угомонились, смирившись в какой-то степени с судьбой. В процессе поездок в поисках светлого будущего у зелёной машины вышел из строя редуктор переднего моста, так что вынужденный простой мгновенно заместился ремонтными работами, до полуночи. Нового снимка сегодня мы не получили, так что лёгкое напоминание о том, что маятник судьбы набирает обратный ход состоялось. Волшебник Зураб привезёт на полюс ещё один редуктор в дополнение к имеющемуся на Барнео, ведь мы не прошли пока что ещё и половины пути, так что восстановить запас считаю необходимым. До полюса не так чтобы слишком далеко, но количество препятствий нарастает, так что расслабляться и слать в эфир победные реляции пока совсем не стоит. Да, совсем забыл, Максим, наш оператор, пока в нашей машине шли ремонтные работы, приготовил нам горячий ужин. Спасибо ему!

Такие дела. ВЕ


31.03.2024 N87°45'31", W111°48'52". Одометр 3157, за день 70, полезных 55,5. Совсем неплохо, отношение полезного к пройденному 1.25.

С утра ясно, -25°С, ветер Ю-З, дрейф – С-В, за ночь нас утащило на 3 км. Пришёл новый спутниковый снимок, но ему около 10 часов, и из-за дрейфа пользоваться им можно весьма условно. В первой половине дня караван ведёт зелёная машина, после обеда жёлтая. Оба экипажа ревниво следят за выбором пути в торосах лидером, и ежедневно приходят к одному и тому же открытию, что ТЕ выбирать дорогу правильно не могут. Это привносит свежесть в наших отношениях и бодрящий драйв. Дроном имени Антона Ершова оба экипажа пользуются всё чаще, в общем, слава малой авиации. Караван наш продвигается на север с некоторым опережением графика, что у части участников вызывает лёгкую эйфорию, я же, как пессимист жду обратного хода маятника удачи, надеясь как оптимист на то что удар по лбу будет не слишком оглушительным.

Такие дела у нас тут дела.

Глядя с надеждой в бескрайнее белоснежное будущее, ваш, ВЕ


30.03.2024 N87°15'38", W111°15'46". Одометр 3088, за день 53, полезных 43,5. К-1,22.

С утра сильная мгла, не поехали, встали на ремонт и профилактику машин. В зелёной заменили средний левый амортизатор, перевязали-укрепили лестницы, поехали в 10:20. Торосы, полыньи, хорошо, что видимость наладилась. Кристиан прислал новый снимок, с хорошей детализацией, совпадает, несмотря на ночной дрейф. Как это получается, понять мы с Антоном не в состоянии. Ночной дрейф, пока мы стоим ещё можно кое-как учесть, а вот дневной, когда мы в движении учёту не подлежит. В общем, совпало и хорошо. После обеда рельеф пошёл попроще, и за день, несмотря на поздний выезд, получилось неплохо. До полюса 300 км. На Барнео сегодня самолёт с десантируемым грузом не вылетел, вертолёты нашли было льдину под посадочную полосу, но она треснула, ищут новую. ИЛ-76 с лагерным оборудованием, тракторами и тд стоит в Мурманске под парами, готовый вылететь и вывалить из своей щедрой задницы всё это добро вместе с парашютистами-трактористами на лёд Северного океана.. Экипаж синей машины готовится к тёплому приёму ещё одного полярника из солнечной Грузии, Зураба Саникидзе. С первым рейсом из Хатанги он прибудет на Барнео и мы воссоединимся

Такие дела. BE


29.03.2024 N86°51'37", W110°22'20". Одометр 3034, за день 54, полезных 38 км. К до обеда 1.37, после обеда(жёлтая машина ведущая) 1.49.

С утра белая мгла, видимости нет, медленно пробираемся вперёд. Рельеф неприятный, свеженаломанный лёд, острые льдины, очень жёстко для подвески и шин. Покрытые свежим льдом разрывы приходится почти все проверять, рисковать не хочется, на извлечение машины потребуется намного больше времени. К 11.30 выглянуло солнце, но долгожданная видимость не принесла радости, в перспективе до горизонта поля торошения, поляны конечно есть, но езда медленная, отягощённая множественными разрывами и полыньями. После обеда в одну из них провалилась красная машина, другой машиной вытащили, колёса хорошие, исправно ломали тонкий лёд, пока её тащили до «берега», и вообще, я шинами ТРЭКОЛ очень доволен. В 19:00 на ночёвку, на ужин уха из нельмы-белорыбицы и чай с миндалём в шоколаде, короче говоря, незатейливый ужин трактористов. Вечер тёплый, -20°С, ветра нет, солнечно. На Барнео сегодня должна была состояться выброска оборудования для лагеря. Завтра с утра позвоню, узнаю. Интернет (старлинк) исправно работает.

Такие дела. В. Елагин.


28.03.2024 N86°31'02", W111°56'13". Одометр 2980, за день 66, из них полезных 52 км.

Выехали после заправки в 7:10. Езда простая, но много разрывов, то лестницы кладём, то зажатые участки ищем, их видно издалека по вздыбленным снежно-ледовым гребешкам. Разок провалил заднюю тележку машины, но передний мост был на твёрдом и, заблокировав всё что в машине блокируется, благополучно выехал. Где-то под водой оборвал тормозной шланг, но ведь тормоза придумал трус, не так ли? Зурабу люди с Барнео уже велели покупать билет до Красноярска, так что скоро наши ряды пополнятся ещё одним полярником. Как и в прошлом году, по мере приближения к цели у доктора всё чаще случаются приступы нездоровой щедрости в смысле раздачи продуктов питания. На Барнео нас ждут ещё 400 кг жратвы, и большое количество топлива, есть опасения, что весь дефицитный продукт мы утащить с собой в Гренландию не сможем, поэтому его нервозность понятна, но сочувствия не вызывает. С потеплением, машины, как уже писал, катятся значительно легче, но и дней с плохой видимостью становится больше. Солнце перестало закатываться за горизонт, но спать мы ложимся по-прежнему исправно, никакой штурмовщины, вот наш девиз.

Такие дела. ВЕ


27.03.2024 N86°03'05", W112°20'20" Одометр 2914, за день 51, полезных 26 км.

С утра ясно, похолодало за -30°С,ветер сменился на Ю-З, но медленно, за ночь на 1,2 км. С утра стоим на ремонте, привариваем кронштейны верхних креплений протезов в прицепах. Они стоят на болтах, но от жёсткой езды и перекачанных колёс крепление разболталось у прицепа жёлтой машины, на остальных делаем превентивно. Параллельно проверяются и, при необходимости устраняются люфты ступичных подшипников как машинах, так и в прицепах. На зелёной заменили правый рулевой наконечник. Амортизаторы и мотрное масло уже в Хатанге, спасибо Алексею Дубинину, Владимиру Сергеевичу Дозорцеву и Игорю Канане. Амортизаторы – опасный груз, но невзирая на их опасность детали и маслов Хатанге. Вертолёты Барнео уже на 86-м градусе, ждут сброс топлива и дальше в район полюса, на поиск льдины для ВПП. Первые клиенты на Барнео ожидаются у пятому апреля. К концу дня упёрлись в полынью, хотели ночевать, потом решили взлететь, поехали и объехали полынью и встали на ночь на хорошем поле. Методика работы с дроном совершенствуется, видео с дрона останавливается на нужном месте, водитель едет, а поводырь сличает постоянно картинку в очках с действительностью и корректирует. Получается эффективно.

Такие дела. ВЕ


26.03.2024 N85°49'45", W111°12'33" Одометр 2862, за день 63, полезных 57 км.

Выезд, как всегда в 5:30, рельеф хороший, до обеда одолели 31 км, из них на север 29,6, очень результативно. После обеда лидировала жёлтая машина, ехали они по спутниковому снимку, в котрые верят беззаветно, примерно по такому же рельефу проехали 32 км, но с меньшим КПД (27 км). Моё мнение, снимки очень помогают, но в условиях сильного дрейфа непросто точно привязать его к приёмнику GPS, и иногда он мешает правильно выбирать путь. В целом, особенно при стабильном состоянии льда помощь необычайная, особенно вкупе с дроном.

Всем привет, В. Елагин.


25.03.2024 N85°19'04", W110°53'09" Одометр 2799 км, за день 44 км, полезных 35. Соотношение неплохое.

С утра сразу взлетели, видимость ниже средней, но многочисленные разрывы видны. За 3,5 часа движения одолели всего несколько полезных километров, петляя как зайцы. Одну трещину переезжали прямо во время подвижки льда. Потом поехалось повеселее, правда по прежнему с многочисленными трещинами. В основном получается угадывать, можно проезжать покрытые льдом разрывы без контроля пешнёй, или надо предварительно пощупать лёд. В конце концов провалился машиной в неширокую полынью, за прицеп выдернули назад красной машиной. К концу дня сделалась белая мгла, видимость упала до 10 метров и в 18 часов я остановил это мучение и пустую трату топлива. Легли спать.

Такие дела. ВЕ


24.03.2024 N85°00'10", W111°24'13", Одометр 2755 км, за день 52, полезных 50 км.(из них попутный дрейф 6 км.)

Выехали в 5:30, погода ясная, ветер южный, видимость хорошая, рельеф, по большей части простой. Но много трещин, в том числе закрытых позёмкой, свежим снегом и приходится проверять практически каждую, чтобы не извлекать потом провалившуюся машину. Дважды везло, машиной проезжал, а прицепы проваливались, но в силу их неполной загрузки погружались в воду неглубоко и машина их выдёргивала самостоятельно. За 6,5 часов до обеда поднялись на север на 37км., пройдя путь при этом 42 км. К обеду у красной машины зашумела блокировка дифференциала в коробке передач. Заявили ремонт час, провозились 6, если бы дали остальным реалистичный прогноз продолжительности работ, другим проще было бы планировать свои работы по обслуживанию машин. На 85-м градусе подъехали к зоне разрывов и я волевым решением остановил эмоциональный порыв верховного начальства ехать и ехать.

Такие дела. ВЕ


23.03.2024 N84°32'39", W111°49'56". Одометр 2703 км.

За день 74 км, полезных 66,5 км, а проехали 63, т.е. 3,5 км добавил попутный дрейф. Выехали в 5:30, светает рано, собственно полярный день уже наступил, ветер сильный, противный, южный. До обеда лидировала зелёная машина, одолели 18 широтных минут с хорошим КПД. Рельеф – поля, перемежающиеся заборами из торосов. Поиск проходов в них, занятие увлекательное, каждый норовит найти проход в светлое будущее первым и заявить, что его наилучший. Размеры полей пакового льда от 500 м. до пары километров. Выявились специалисты по наиболее эффективному разрушению ледового ландшафта бассейна Северного Ледовитого океана. Через трещины переходы пытаемся посуху, иногда в ход идут лестницы, по их прогибу хорошо видно, в какой машине сколько лишнего груза. Когда на лестницы въезжает синяя машина, зал замирает. Но пока ничего, держимся. Теперь поподробнее о синей машине и её обитателях. Экипаж самый интересный, один канадец из Лос-Анжелеса, сугубо телевизионный человек, Макс Бадулин, наш оператор, объехавший со своей камерой полмира и, наконец Владимир Николаевич Обиход, он же дядя Вова, он же Николаич, яростный носитель русской культуры и православия. Держит дядя Вова экипаж в строгости, при осмотре моторного отсека и Эндрю (канадец) и Макс выгоняются на улицу, чтобы не мешать проверить третий раз за день уровень масла в двигателе КПП и главных передачах всех трёх мостов. Разговаривает дядя Вова с Канадцем из Лос-Анжелеса строго и только по-русски. Эндрю отвечает ему на английском, повышение громкости иногда способствует лучшему усвоению материала канадцем Эндрю.

Всем привет, В. Елагин.


22.03.2024 N83°56'59", W111°57'46". Одометр 2629 км, за день 23 км, полезных 18 км.

Южный ветер с утра. Накануне остановились раньше, в 18:00 подобрали поле для сброса топлива. С вечера заменили дополнительные амортизаторы переднего моста. С утра возились со штатными амортизаторами (на которых стоят пружины подвески). В 9:30 прилетел аэроплан Basler, сбросил в три захода шесть куполов с мягкими топливными бурдюками по 200 л каждый. У одного купола забыли пристегнуть карабин вытяжного парашюта к самолёту и мешок с ценным топливом ушел вниз с парашютом в ранце. Лётчики заявили, что карабин лопнул, но карабин-то у нас! Целенький. Потом с малой высоты бросали шины, продукты, рации. Водку не прислали, хоть доктор её и заказывал, то ли из религиозных соображений, то ли политических, разбери их, канадцев. Теперь придётся ехать и без водки, и без солярки. С тем и другим каждый сможет, а вот нам придётся экономить. Придётся договариваться с Барнео о вертолёте навстречу нам с парой бочек топлива, предусмотрительно заготовленных нами на какой-нибудь нехороший случай. После сброса две машины уехали к мешкам с топливом перекачивать его в наши бочки. Две же машины оставались на месте ночёвки. Спасибо курильщику Максиму, он вышел покурить и заметил, что льдину разорвало трещиной, и команда наша оказалась по разные стороны от свежей полыньи. Давно не приходилось мне с такой скоростью собирать вещи, разбросанные вокруг машины и ехать в поисках сохранившихся ещё точек соприкосновения. Нашли, переехали. Про нехватку топлива и мои переживания мне посоветовали быть оптимистом, т.е. на кладбище видеть не кресты, а плюсы.

Такие у нас оптимистические дела. ВЕ


Салатовая линия это наш дрейф на ночевке
20.03.2024 N83°18'20", W112°41'09". Одометр 2543 км. Полезных на север 56 км.

С утра немного дымки, но видимость приличная, потеплело до -27°С, машины, как и вчера поехали с ночёвки гораздо легче, смазку отпустило. Видимо у ступичной смазки в наших машинах рабочий диапазон до минус 30* или что-то вроде этого. Очень интересно, сегодня узнаем расход. Послезавтра сброс топлива, шин, продуктов и радиостанций. Вчера разговаривали с ВС и Сафоновым, считают, что я не оптимально выбираю путь, сегодня после обеда ехал впереди Сафонов, результат по километражу полезному и пройденному одинаковый с моим. Те же яйца, только в профиль.

Всем привет, В. Елагин.


19.03.2024 N82°48'05", W111°46"20'. Одометр 2468 км.

За день 70 км, полезных на север 53.7 км. С утра белая мгла, к счастью не самой сильной степени, но вполне приличная. Езда увлекательная, неожиданно перед машиной буквально в 3-х метрах возникает ледяная глыба, от которой надо суметь увернуться, или склон, ты даёшь газу, чтобы заехать, но не видишь его, две машины откатились назад, сложив прицепы и сломав при этом сцепные. И это только начало пути, ещё только четверть океанского пути пройдена.

Всем привет, В. Елагин.


18.03.2024 N82°19'10", W112°06'41". Одометр 2398 км.

За день 103 км. Полезных на север 87 км. Отличный результат. Это не потому, что мы такие хорошие, а просто по замерзшей попутной речке просвистели около 30 км. В остальном тоже были неплохие поля. Сегодня первый день как после обеда лидировала жёлтая машина. После тщательных подсчётов топлива в караване выявилась его катастрофическая недостача, но не по причине вороватости участников, а из-за низких температур вкупе с с сыпучим снегом, большим количеством сложных для преодоления даже нашими машинами мест, разгильдяйством команды, упорно не желающей минимизировать время работы двигателей в режиме холостого хода и Старлинка. По сравнений с расходом этих же машин в 2013 году расход топлива вырос на 30-35 процентов. Другие колёса, увеличившийся вес машины, манера езды, скорее всего комплекс вышеперечисленных факторов. На вечернем брифинге провёл разъяснительную беседу. На незатейливый ужин уха из белорыбицы, чай с черносливом, курагой и мёдом, как и положено пенсионерам. Сегодня перебрали реактивную штангу на среднем мосту слева. Надеюсь, стук пропадёт.

Такие дела. Ваш ВЕ


10.03.2024

С утра сделалось чудо. Накануне вечером того самого, бездарного дня, на "брифинге" мы сверили часы, время на механических часах и айфоне совпадало. Завёл будильник в телефоне на 5 утра и заснул. Утро, попили кофе, осмотрелись и понимаем, две машины ещё спят. Ночью телефон, никого не ставя в известность перешёл на час в минус и мы вместе с красной машиной проснулись на час раньше. Невзирая на выключенную геолокацию он всё равно подсматривает за наивным владельцем. Недолгое выяснение отношений, поехали. Белая мгла средней паршивости, утренние сумерки, в общем, плохая езда. Антон мощным фонарём из люка помогал искать проходы в торосах, но подвигались вперёд очень медленно. Вперёд часто выходили джентльмены с пешнями наперевес искать дорогу, если же таковая не находилась, прокладывали сами её в нагромождениях ледяных глыб. Наконец, в красной машине что-то застучало, то ли в коробке передач, то ли в редукторе переднего моста. После получасовых изысканий стало ясно, передний мост. Запасной есть, четвёртый час идёт замена, ветер усилился, видимость пропала совсем. Гляциологи прислали свежий снимок, на нём хорошо видны свежие разрывы, посоветовавшись, постановили завтра попытаться просочиться между торосами на полях пакового льда к острову Борден. Сегодня, по всей вероятности придётся стоять на месте, пережидать непогоду. Машину заметно шатает ветром, но, пока работает отопитель салона, внутри уютно. Сидим себе в уюте, а на самом деле плывём к полюсу, со скоростью чуть меньше одного км/час. Плавность хода отличная, никого не укачивает.

Такие у нас тут дела. В. Елагин.


09.03.2024 N79°08'04", W107°53'51". Одометр 1820 км.

Дневной пробег 112 км. Полезных на север всего 40 км. К утру потеплело до -37°С. Сперва ехалось хорошо, весело. К середине дня заметили впереди "водяное небо", вскорости подъехали к полынье. Дальномером замерил ширину, 70 метров, оператор Максим поднял в воздух свой коптер. Надо сказать дроны в такой мороз ведут себя не очень красиво. В этот раз, поднявшись метров на пятьдесят, не обращая никакого внимания на уговоры с земли, заявил: "иду на посадку", дело было над водой, оператора чуть кондратий не хватил, насилу уговорил подлететь птичку к берегу. Начали готовиться плыть, самоотверженный Ваньков уже в жилете, размотали верёвки, и тут заметили, что берег северный от нас уплыл. Из-за пара дальномер перестал видеть цель, надежда на переправу растаяла в клубах пара. Смотали снасти и поехали по берегу на С-З. По берегу, это громко сказано, гряды торосом под прямым углом к руслу реки с периодичностью 100-150 м не давали расслабиться. Из-за медленной езды смазка в ступицах и машин и прицепов не успевает разогреться, и двигателю приходится очень тяжело, тем более нашему, ведь у нас единственных на хвосте два прицепа. "Прокатившись" вдоль полыньи отвернули на юг в поисках более проходимой местности, но тут на нас неожиданно навалилась темнота, проехали немного по полям пакового льда и, убедившись никчёмности этого занятия, встали на ночь. Десяток яиц, остатки макаронной дряни на сковородку с обжаренными кусочками неплохой колбасы и, пжалте бриться, ужин! На этой ноте и закончился бездарный день, главным результатом которого стало напоминание: "если хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах в Арктике!".

Так и живём. ВЕ


08.03.2024 N78°46'32", W104°58'43" Одометр 1708 км. Полярная станция Изаксен.

С утра съездили к останкам двух самолётов из героических сороковых годов прошлого века. Один – ДС-3 Дуглас (Дакота) , от другого, четырёхмоторного только крыло с двумя поршневыми двигателями, опознать сразу не смогли. На посадочной полосе нас ждут 1200 литров солярки, уже доставленной сюда компанией Кенн Борек. Времени 14.30, пока стоим, ремонтируемся. Это громко сказано, в основном это починка шин, замена пыльников, треснувших от мороза, замена моторчика вентилятора печки в красной машине и прочее по мелочи. Коробку передач Зайцев, как главный в красной бригаде, решил не менять, мужчины предпочли вспомнить методику переключения передач в машинах из 50-х годов прошлого столетия, у которых коробки не были оснащены синхронизаторами. Всё просто, двойной выжим сцепления, при необходимости перегазовка, для выравнивания оборотов шестерён, и вуаля, всаживается нужная передача. На первых порах овладевания этой техникой очень оказались к месту активные наушники Зайцева, они настолько активны, что слух водителя совершенно не страдает от предсмертного хруста шестерёнок в КПП. Алексей Сафонов варит уху из голов нельмы, я пишу дневник, остальные на улице. Заказал Седрику по телефону болгарку на проводе, обычную, у нас есть, но аккумуляторная, несмотря на то, что это Макита, продукт хорошего качества, на сорокаградусном морозе батареи садятся очень быстро. А заряжаются медленно, поскольку умный зарядник сперва приводит аккумулятор к приемлемой температуре, и только после этого начинает зарядку. Короче, на кабеле надёжнее. После ремонтов, уха, потом на заправку и в путь. Сегодня постановили оторваться от полярки, и ночевать в поле, так психологически проще начинать трудовую полярную будню. Гляциологи прислали сегодня два снимка, перехода на плавучий лёд, один от 01 марта, второй от 7-го. Полынья увеличилась, так что прощай, скука печальной езды по проливам Канадского архипелага, приключения ждут!

Всем привет, В. Елагин.


06.03.24 N72°02'18", W102°20'14", Одометр 1505 км. Дневной пробег 187 км. Перешагнули 72-й градус.

Ночь была очень холодная, проснулся от холода в 4 утра, ноги ледяные, час шевеления, аутотренинга, согрел, заснул снова. Еду в машине с Дубининым и Ершовым. Счастье несказанное, оба не храпят, не то что двое предыдущих попутчиков, храп был таков, что безопасность в смысле медвежьего нападения была гарантирована. Какие звуки издаёт во сне автор этих печальных строк, остаётся загадкой в силу воспитанности и тактичности обоих сокамерников. В обеденный перерыв заправили машины, расходомер топлива показал, старлинк требует столько же топлива как буксировка второго прицепа. И без того(интернет и спутниковые снимки) и без другого(запасы топлива и всего прочего) по нынешним временам тянуть след на север не кошерно, поэтому приходится смириться. К концу ударного дня застучала рулевая тяга с левой стороны, лопнул от мороза пыльник на приводе правого заднего правого колеса. Практически все защитные пыльники и гофры, несмотря на тщательный выбор оказались на 40-градусных морозах негодными, за десять ходовых дней меняем уже четвёртый такой элемент. У красной машины дурит коробка передач, перейти на ходу с третьей передачи на вторую невозможно, надо остановиться, тогда можно включить. На полярной станции Изаксен(сезонная, зимой там никого нет) будем ставить запасную. По топливу на этом перегоне мы идём с большим запасом, сегодня вечером разрешил включёнными салонные отопители на всю ночь. Загадка для пытливых читателей, в обеденный перерыв три машины из четырёх ставятся лобовым стеклом к солнцу, оно хорошо греет кабину. Одна же машина ставится к солнцу кормой, причина Алексеем Сафоновым не озвучивается. Теряемся в догадках. Завтра рассчитываем добраться до топливой заброски на посадочной полосе у полярной станции Изаксен. До неё 160-170 км.

Всем привет, В. Елагин.


05.03.24 N76°50'43", W097°42'19" Одометр 1318 км. За день 166 км.

Было достаточно много торосов разной степени паршивости. Это хорошо для планирования топлива, дорога в океане будет более сложной по моим ожиданиям, но хоть какое-то приближение. Лёша Сафонов накануне проложил предполагаемый путь на спутниковых снимках и это очень помогло, с небольшими корректировками ехали по нему и сэкономили тем много времени и сил. В 8 часов вечера встали на ночь, ритуальный брифинг на свежем воздухе из-за мороза решили не растягивать, закруглились на пару минут. На красной машине сигналы SOS подаёт коробка передач, завтра в течении дня внимательно смотрим, как будет вести себя дальше. Запасная есть, не исключена замена. На всякий случай Дубинин уже нашёл такую коробку в ЕКБ, уже её купили, отдали спортсменам, они ей заварят дифференциал, и отправят в Москву. Созвонился с главным парашютисто Барнео Дмитрием Глаголевым, обещал взять её на сброс на Барнео

Всем привет, В. Елагин.


04.03.2024 N75°36'30", W097°08'37" Одометр 1152 км. От Резолюта уехали на 145 км.

Из Резолюта выехали в 12:15. От аэропорта ушли в море, дорога хорошая, часть острова Корнуоллис срезали по суше, обходя берег с прижимами торосов. Наличие там торосов мы предположили после изучения спутниковых снимков, но рисковать не стали, тем боле, что в глубину острова в нужном нам месте уходил снегоходный след. За 7.5 часов прошли 145 км, совсем неплохой результат. Харис Силс уехал домой, дела, Максим Бадулин ушёл к коллеге по творчеству Лос-Анжелесскому канадцу с французской фамилий Андрею Ивановичу Комри-Пикару, ко мне переместились Антон Ершов и Алексей Дубинин. Так что в зелёной машине почти полная смена декораций. В синей Макс, Комри-Пикар и Обиход, будет английский подтягивать. Красная машина – оплот пролетариата, Зайцев, Ваньков, Гаврилов, Жёлтая – Шахновский, Сафонов и доктор Ларин. На пути к полюсу запланированы две заброски, на полярную станцию Изаксен - 1200 л топлива и на 84-й градус на 110-м меридиане столько же. К сбросу топлива, это будут два парашюта с двумя резино-тканевыми резервуарами каждый и просто сброс груза с низко летящего самолёта – вниз полетят четыре запасных шины, и 130 кг продуктов. Ожидается два варианта, либо зрелище будет феерическим, либо душераздирающим, в случае разрыва упаковки.

Такие дела. В. Елагин.


03.03.2024 Резольют.

Момент отрыва от горячего водоснабжения и тому подобных благ цивилизации неумолимо приближается. Таможня и пограничники Канады пожелали нам счастливого пути, так что закосить и никуда не поехать по обстоятельствам «непреодолимой силы» не получится. Шутка. Никто нас сюда насильно не загонял. Завтра на 10 утра заказан бензовоз, заправляемся, потом в столовую и в дорогу. Сегодня разговаривал с Брайеном, это джентльмен будет организовывать нам сброс топлива на N84°W110°, решили забросить туда также четыре запасных шины и около 130кг продуктов. Продукты и шины будут бросать из Баслера (модернизированный Дуглас ДС-3) с высоты 30м на скорости 100 узлов (185 км/час). Сумки с едой замотали во много слоёв стрейч-плёнки, авиаторы добавят потом пузырчатой плёнкой; и всё это в мешок для мусора. Постараемся найти ровное ледяное поле, чтобы груз как можно лучше скользил. Желательно с глубоким снегом, но рассчитывать на это не стоит, ветрами снег переметает в зоны аккумуляции (гряды торосов). Куда-то потерялись запасные нижние шаровые опоры, есть две, их должно хватить, на моей памяти нам приходилось их менять крайне редко, а на полюс ещё четыре привезёт Зураб. Созвонился сегодня с Алексеем Шкрабкиным, участником многих наших походов и он согласился купить и привезти ко мне домой, откуда опоры и поедут на Барнео в сумке Зураба. Из Кембридж-Бея Дэниэла вышлет завтра почтой пыльники рулевых тяг, опрометчиво оставленные Зайцевым в порядке облегчения. Обошлось, пыльники эти прилетят к нам вместе с топливом. Что ещё забыли – хороший вопрос, для ответа на который остаётся меньше двадцати часов, а потом, наконец, с исчезновением за кормой дымов Резольюта, наступит успокоение и надо будет просто спокойно ехать, сберегая по возможности машины. После долгой и изнурительной борьбы удалось-таки отжать у Андрея Ивановича Комри-Пикара третий Старлинк. Расставание было не сказать душераздирающим, но полным печали. На его вопрос, что мы будем делать, если сломаются ДВА основных, я ответил, что мы будем делать, если сломаются три и дальше. Самая тяжёлая машина – жёлтая, лестницы под ней гнутся сильнее, чем под остальными.

Всем привет, В. Елагин.


02.03.2024 Посёлок Резольют, действующие лица те же.

Между прочим, Резольют – второй населённый пункт в мире после Лонгийра на Шпицбергене, самого северного поселения мира. У нас всё по прежнему, кто-то в гараже с машиной, кто-то в другом гараже с прицепом, кто-то в магазине судорожно закупает недозакупленные продукты. Погода испортилась, дует приличный ветер, но вроде это ненадолго. Василий Шахновский, Лёша Сафонов погрузились в изучение спутниковых снимков и прокладку маршрута к океану. Вчера была видеоконференция с гляциологами из института Альфреда Вегенера, отрабатываем получение актуальных спутниковых снимков высокого разрешения. По топливу, разработал простую укрупнённую формулу расчёта количества топлива для нашего каравана. Наш совокупный расход на 100 км ПРЯМОГО пути - 210 литров, или одна 55-галлонная бочка. У нас в прицепах их 10, плюс одна бочка в топливных баках. Таким образом, наш запас автономного хода – 1000 км прямолинейного пути. Шесть бочек топлива нас уже ожидают на полярной станции Изаксен на 78 градусе на острове с аристократичным названием Эллеф-Рингнес и на 84 градус 110 меридиана нам бросят топливо на парашютах. Готовим часть продуктов и газовых баллонов к сбросу вместе с топливом. Это облегчит нам прицепы и хоть немного, но уменьшит расход топлива. Ваньков второй день возится с установкой котла-подогревателя в красной машине, Дубинин с Обиходом уже второй день с зелёной. Короче говоря, быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Такие дела. С приветом из Резольюта, В. Елагин.


01.03.2024 N74°41'48", W094°49'23". Канадский форпост цивилизации пос. Резольют. Одометр 1006км.

Время в движении 62ч 13мин. Средняя скорость в движении - 16 км/час. Не плохо и не хорошо, всё зависит от рельефа. Въехали в Резольют вчера, в последний день зимы, часа в три пополудни. Погода хорошая, -30°C, ветра практически нет. В море там и сям перед посёлком разбросаны осколки айсбергов, вдали был виден один, внушительных размеров, не чета этим обмылкам, около одного из них наиболее экзальтированная часть команды устроила фото- и видеосессии. В воздух подняли дрон, народ взгромоздился кто куда смог, в интернет полетели фото героев-полярников. Попетляв ещё немного по торосам, вышли на буранный след и по нему въехали в поселение.

История возникновения Резольюта вполне трагичная, в далёкие пятидесятые прошлого века на пустынный берег острова Корнуоллис насильно привезли и высадили несколько сотен эскимосов/инуитов из более южных районов. Многие из них погибли, кто-то выжил, потом здесь возникла военная база, аэродром, обслуживают который по большей части вахтовики. Местные же жители пробавляются туризмом, охотой, и ещё неизвестно чем. Невзирая на общий высокий уровень жизни в Канаде, здесь не всё радужно, есть и наркомания и довольно часты случаи суицида.

Теперь о хорошем, в гостиницу нас поселили прекрасную, с хорошей столовой, гараж тёплый нашли, так что механики наши обслуживают и готовят к дальнему походу машины в тепле. Планировали за два дня управиться, но по зрелом размышлении решили остаться на ещё одни сутки, так что старт наш на север назначен на 04 марта. Знаю, что поздно, но также знаю, что хорошо подготовленные машины сэкономят нам впоследствии время. Укрепляем прицепы, доктор докупает продукты в местном сельпо, формируется груз для пятого прицепа, оставленного в позапрошлом году здесь. Готовим часть продуктов, в первую очередь рыбы (из-за её веса) и чего-нибудь ещё тоже тяжёлого. В Кембридж-Бее облегчались настолько активно, что оставили пыльники рулевых тяг (хоть они ничтожны по весу), и в первые три дня оба пыльника на зелёной машине порвались и после установки новых мы остались без запасных, а впереди ещё начать и кончить, почти 7 тысяч тяжёлых километров. Из К-Б в Резольют самолёт не летает, передать их оттуда проблематично. Вот примерно в таких хлопотах и прошёл первый день в Резольюте.

Такие дела. В. Елагин.


28.02.2024 N74°30'27", W096°33"58'. Одометр 919 км.

Ночь была самая холодная за весь поход. В машине внутри -25°C, снаружи за 40°C. Просто градусник у нас до 40 градусов, поэтому дальше оценки становятся субъективными. Ветра почти нет и это хоть немного облегчает жизнь тем, кто работает на улице. С утра замена правого переднего колеса у зелёной машины, травит потихоньку, подкачивать надоело, заменили. В середине дня забилась льдом крыльчатка турбины у жёлтой машины, мы ездим в этой стерильной местности без воздушных фильтров, уменьшая этим сопротивление на всасывание. Почистили, крыльчатка, к счастью, не пострадала. Едем по карте из охотничьего приложения для местных жителей, помогает.

С утра рассматривали два варианта достижения Резольюта, напрямки, через зону с потенциальной возможностью напороться на открытую воду, или по-стариковски, более длинным путём, но и более надёжным. В силу возраста согласился на длинный вариант, в том числе из соображений проехать больше по торосам, чтобы лучше понять расход топлива при движении по всторошенным участкам. Расход сильно уменьшился после того, как я устроил на брифинге скандал по поводу бесконечного зависания в интернете. Очень хорошо высказался Максим Бадулин, интернет включили, народ парализовало. Точнее не скажешь.

Сегодня Василий Шахновский сидел у меня справа весь день, работал штурманом с картой, которую полюбил всем сердцем и может быть даже душой. Карта действительно очень облегчает жизнь, без неё в торосах, к тому же в темноте, мы бы проковырялись вдвое дольше, это как минимум. Заправка на 822-м километре пути. Зелёная – 29 л, красная – 29, синяя и жёлтая 32 и 33 литра соответственно. Уже лучше. Вычислил предварительный коэффициент петляния: при протяжённости пути по прямой 670 км, наездили 919. К – 1.37. В океане если будет 1.5, буду счастлив.

Такие наши тут мелкие новости. В. Елагин.


27.02.2024 N73°41'30", W095°48'06". Одометр 760 км.

Утром мороз опять больше 40°C. Ветра нет, выехали ровно в 6 часов. Дорога, вернее бездорожье хорошее, 4-5 передачи. Заправлялись, зелёная – 34 литра на сотню, красная и жёлтая по 39 и синяя – 35.

В. Елагин.


26.02.2024 N71°58'36", W095°54'38". Одометр 552 км.

Встали на ночёвку в половине десятого вечера. Мороз больше 40°C. Лёгкий ветерок. Бодрит. Заправлялись, расход поверг меня в шок, зелёная и красная машины 40 и 42 л/100 км соответственно, машины же со старлинком на крыше – 46 и 47 л/100км. У старлинка потребление почти киловатт, для этого двигатель не глушится, а на холостых оборотах наши моторы съедают литр топлива в час. Да и на ходу, потребление возрастает, как известно из ничего ничего не берётся. Ехалось в этот день неплохо, рельеф несложный, редкие гряды ломаного льда преодолевались без проблем. В середине дня образовался диспут, каким краем пролива Peel Sound ехать на север, западным или восточным. Савельич, был за западный вариант, мы с Ершовым за восточный. В телефоне Брэндона, нашего охотника из местных, обнаружилось приложение для охотников и прочих кочующих в виде расцвеченной карты состояния льда. Поехали востоком, в конце дня Макс Бадулин решил поработать штурманом и мы с ним на пару хорошо повеселили остальную компанию, изрядно попетляв, пока не выехали из нехорошего места. По вечерам у нас на центральной площади сходняк, называется брифинг, сегодня на нём постановили – выезд в 6:00, а подъём во сколько хочешь. В общем – демократия.

Вот так и живём. В. Елагин.


25.02.2024 N71°04'32", W98°19'06". Одометр 401 км.

На ночь встали в 21:00. Ремонтов за день было два, с утра укрепляли синий прицеп, в середине дня срезало шлицы на приводе среднего моста синей машины. Сдаётся мне, что это последствия неаккуратной сборки. С утра очень холодно, у всех закрыты носы, руки мёрзнут даже в тёплых перчатках, в рукавицах же неудобно работать. К вечеру одолели 100 км, рельеф был простым, позволял ехать в темноте. Дни пока короткие. На ужин в нашей машине была малосольная нельма, заготовленная накануне. Бутерброд с ветчиной, чай. Спиртное в этот раз централизованно не закупалось, хоть запрета на него нет. Желающие обеспечивали себя факультативно.

Такие дела. В. Елагин.


24.02.2024 N70°27'38", W99°51'25". Одометр 301 км.

По прямой удаление от Кембридж-Бея 255 км, таким образом, коэффициент увеличения длины пройденного пути к прямой 17процентов. Расход топлива пляшет очень сильно от машины к машине и от заправки к заправке. Я не том, что заправщик со счётчиком химичит, а том, что некоторые экипажи варварски расходуют топливо. Утро выдалось холодное, что-то около 37°, я определил это проснувшись от того, что замёрзли ноги. Потом, согрев их нечеловеческим напряжением мысли, снова заснул. С утра работать отказался котёл-подогреватель, воздушный отопитель салона включать я пробовать не стал. Выжав с усилием педаль сцепления, восемь секунд грею свечи, стартую. Двигатель заводится мгновенно! Повезло всё же с этой железкой из Далласа!

Проехав около 20 км, лопается верхняя рамка прицепа у красной машины. Без подвески на нынешних колёсах нагрузка оказалась чрезмерной. Усилили чем могли, задача доехать до Резольюта, там усилим, это совсем несложно. Потом был ещё ремонт рулевой тяги, сломанной по моей глупости. Я уронил машину с домкрата, и рейка хайджека сломала тягу. В половине третьего поехали дальше, отогреваясь всеми печками, и наслаждаясь ездой по спутниковому снимку. Эффективность невероятная, видны зоны торошения, и гладкого льда. Ушла романтика езды-ходьбы вслепую, просто на север. Водитель следит за курсором на экране компа, позади сидят, разговаривают с домом, третий сидит в телеге.

Вечером был брифинг при полной луне и полном безветрии, стороны заслушали друг друга, и сойдясь во мнении, что собрание прошло на высоком уровне, разбрелись по хатам.

Так и живём. В. Елагин.


22.02.2024 Кембридж-Бей позади.

22 февраля в 14:00 караван Емель стартовал из Кембридж-Бея с командой в составе 13 человек. Следующая остановка Резольют.

Штаб экспедиции


21.02.2024 Кембридж-Бей. -37°C с утра, ясно, безветрено.

Алексей Дубинин устанавливает на двигатель в зелёной машине ТНВД с умершего мотора, ждём с надеждой результата. Наконец, пробный выезд. Ура! Двигатель тянет отлично, собственно так, как и должен тянуть. За счёт малого веса Емеля отличается от одноклассников более высокой удельной мощностью, что позволяло в долгих походах таскать по три и даже четыре прицепа. Самая слабая машина в караване – красная, решили ехать до Резолюта и там решим, заменить на ней ТНВД или так можно будет ехать и дальше. Отбраковывали со второй половине дня лишние запчасти, облегчаемся как аэронавты на воздушном шаре, теряющем газ или теплый воздух. Оставляем в ставшем нам родным гараже два Хайджека, лишние пружины подвески, часть приводных валов и пр. и пр. Пришёл Максим Бадулин, наш оператор, покряхтывая признался, многовато мол, у него вещей. Воспользовавшись минутой слабости товарища, уговорил его оставить штатив, какие-то ещё изделия, похожие формами на фантазии Сальвадора Дали, пуленепробиваемый кейс от коптера и пр. и пр. Мои страстные воззвания к участникам подействовали нужным образом не на всех, к сожалению, и степень перегруженности машин будет ясна уже к концу первого дня пути. Завтра в 11:00 к гаражу приедет топливозаправщик, заливаемся «до полного» и после обеда в дорогу. Наконец-то! Зураб сегодня улетел в Эдмонтон, на нём большая работа по организации проекта. Андрей Иванович устроил прощальный парадный выезд двух вездеходов по улицам Кембридж-Бея, в сопровождении мигающих фонарями полицейских машин и машины скорой помощи. Школьников вывели на улицу, и какое-то количество зевак сами пришли. Закончилось мероприятие на научной станции презентацией и слайд-шоу с рассказом о предстоящих подвигах. Не скрою, впечатление у меня от всего этого было не сказать скорбным, повежливее - весьма неоднозначным.

В. Елагин.


20.02.2024 Кембридж-Бей.

Мы всё ещё в Кембридж-Бее. Погода ясная, -37°C, растущая луна, скоро будет лучшее время начать наш долгий поход. Все заняты кто чем, Андрей Иванович активно ведёт приём населения, доктор в сотый раз проверяет, всё ли он купил из продуктов, и всякой мелочи по хозяйству. Тяжёлая и бескомпромиссная борьба у него разворачивается за аптеку. Она уже им сформирована, но из центра всё подвозят и подвозят новые порции медикаментов с настоятельными рекомендациями взять это в поход. Люди, считающие необходимым и допустимым лезть с советами, даже когда о них не просят, никак не могут успокоиться. Алексей Сафонов изготовил неимоверной красоты деревянное сиденье для туалета, интересно будет посмотреть это творение в действии.

День рожденья у меня сегодня, с утра технические мужчины поздравили меня суровым рукопожатием, а за завтраком Василий Шахновский вручил подарок, рукавицы из нерпичьего меха. Мех нерпы не боится воды, таким образом в них можно плавать в ледяной воде без риска заморозить руки. Установили на место и запустили наконец двигатель. Сели, поехали за околицу, не тянет, гад. Сравнили с красной машиной, тоже не Феррари, но получше. За ужином постановили, идти логическим путём, сначала форсунки, потом турбина, потом ТНВД. Пишу эти полные драматизма строки, а механики меняют форсунки. Скоро позовут оценить результаты инженерных изысканий.

Весь в надеждах на хорошую тягу, В. Елагин.


19.02.2024 Кембридж-Бей.

Ясный холодный день. -35°C. Хорошо, что ветер слабый. Дубинин, Ваньков и Обиход с утра возятся с установкой двигателя, остальные наводят уют в своих машинах. В зелёной машине этот увлекательный процесс ещё не начинался, вся машина в инструментах и частях. Василий Шахновский, человек крайне воспитанный и деликатный, но несколько раз в день железная выдержка ему изменяет и он, как бы невзначай интересуется, когда же табор наш покинет наконец гостеприимный Кембридж-Бей. Завтра Вашего покорного слугу попросили помочь мэру проехаться за рулём, после этого, как положено, рушники, девки, хлеб-соль и прощание со слезами и духовым оркестром. Колонна будет состоять из трёх машин, поскольку зелёная к джигитовке ещё не будет готова. Но мы же знаем, важна картинка, мужественные слова, ну а детали.., ну что детали, давайте не будем мелочными придирами. Заехали за угол и ладно.

Теперь о грустном. Изначально путь наш на север от Кембридж-Бея-Резольюта планировался по проливу Eureka sound, далее к острову Уорд-Хант, а оттуда уже напрямки к полюсу. Но в 2019 году приказом природоохранного министерства Канады был создан морской заповедник (Marine Protected Area), разрешения на проезд по льду этой территории нам получить не удалось, и теперь путь наш в открытом океане удлинился практически вдвое, с 780 до 1400 км. Делать нечего, поедем как разрешают.

Такие дела. Всем привет. ВЕ


18.02.2024 Кембридж-Бей.

Зураб прилетел, двигатель тоже, приготовили всё к пробному запуску. Собрались все, пробуем, после нескольких неудачных попыток, наконец мотор работает, изрыгая огромные клубы дыма. У меня внутри всё обрывается, но тут видно ему удаётся прочистить горло от накопившейся от безделья дряни и выхлоп становится совершенно чистым. Ура!!! Это везение! Двигатель с небольшим пробегом, в турбине люфтов нет, так что, за работу, господа механики! К вечеру подошёл Андрей Иванович, завершив приём местного населения, решил заглянуть с новостями к нам в ремзону. Новость главная: сброс топливных резинотканевых резервуаров испытан и применялся уже при температурах до -50°. Надёжность высокая. Завтра сяду снова считать количество потребного топлива во вновь открывающихся обстоятельствах. В нашем доме закончилась вода, у местных коммунальщиков не хватает людей, с водой в посёлке перебои, как, впрочем, и с ассенизацией. Проблема, надеюсь, будет завтра решена, но всё-таки в Отчизне должны знать, что у них тут трудности тоже есть.

Московское отделение штаба экспедиции шлёт директивы, что, как, и в каком формате снимать, говорить и писать. Ясное дело, Москва всегда знала всё лучше и видела зорче, недаром говорят, что в Москве такие здания есть, из подвала которых даже Колыму видно. Машины обрастают всё большим количеством наклеек, надписи на некоторых совершенно загадочны, когда оклейка машин закончится, сделаю фото и выложу на нашем сайте. А желающие смогут попробовать свои силы в разгадке их смысла.

На сегодня всё, ждите следующих сообщений.

Всем привет, ВЕ


15.02.2024 Кембридж-Бей.

Утро начал с осмотра прибывших вчера вездеходов, машины «внушають» как говаривал один телевизионный персонаж. Краткие характеристики: Платформа - Форд-350 с удлинённой рамой и колёсной формулой 6х6, дизель 6.5 л, снаряженная масса машины с жилым модулем на спине - 7-7.5 тонн, заправочные ёмкости - 580 литров, расход топлива впечатляющий, 80+литров/100 км. Жилой модуль большой, на четверых – вполне просторно, но ирония состоит в том, что этим просторным модулем путешественники пользуются только на ночёвках, а в движении они всё время вынуждены проводить в тесной кабине серийного пикапа. Таким образом выходит, что у машины два раздельных помещения, если понадобился какой-то предмет из другого, надо остановить машину, сходить в другое, а после вернуться назад. В поисках приключений оба эти вездехода ездят в в сопровождении технички, такого же Форда, на грузовой платформе у которого громоздятся ящики с запчастями. инструментами и т.п. Механики – двое из Исландии, и Марсель из Нью-Йорка, наш старый знакомый по поездке 22-го года. Ершов и Ваньков на обратном пути сели пассажирами в техничку посмотреть на процесс управления этим почти космическим аппаратом. При подъезде к препятствию коробка передач переводится в ручной режим, включается пониженный ряд, различные блокировки и препятствие преодолевается. При необходимости меняется давление в шинах, при нагрузке больше тонны на колесо, играть давлением в шинах приходится постоянно. Плавность хода в сравнении с нашими машинами существенно хуже, это слова наших мужчин из основного состава.

Сегодня отрегулировали турбину у красной машины, поехала вроде получше, затаив дыхание жду двигатель для моей машины. Вдруг повезёт. Первый двигатель на моей (зелёной) работал идеально, но был заменён на турбированный перед антарктическим походом из-за высоты ледяного купола, достигавшего местами почти четырёх тысяч метров.

Вечером устроили у себя в домике званый ужин. Присутствовали: Василий Шахновский, Алексей Сафонов, Андрей Иванович Комри-Пикар и Максим Бадулин. Костя Гаврилов нажарил нельмы, сделали салат из капусты, объелись. Вместо спиртного пили грейпфрутовый сок. Было немного похоже на времена горбачёвской антиалкогольной кампании, но народ выдержанный, виду не подал, сок пил с удовольствием.

Зураб с двигателем на спине завтра в середине дня будет в Эдмонтоне. Далее самолётом. Ждём и трепетаем.

Вопрос сброса/доставки нам топлива на 83° до сих пор не решён.

Такие дела. Всем привет. ВЕ


14.02.2024 Погода ясная.

-36° с утра, для нас очень хорошо, открытая вода в проливах к Резольюту быстро закроется льдом.

Готовим караваны к приёму большого количества топлива, нам надо в пять прицепов загрузить 2700 литров. Топливных бочек на каждом прицепе две, по 220 л, а взять надо 540, т.е. одну 120л бочку надо отдать под топливо. Съездили сегодня за основным составом, ехал на жёлтой машине, едет хорошо, пролив в хорошем состоянии. На сегодня основная проблема у нас, это доставка топлива на 83 градус. Авиакомпания «Энтерпрайз» готова с самолёта типа Баслер сбросить нам в нужную точку резино-тканевый резервуар с 1200 л топлива, в жарких странах это уже практикуется, а вот как поведёт себя этот пузырь (Bladder) при температуре -40°, неизвестно. Им, к тому же, на это надо получить разрешение.

Мотор нами в Далласе куплен, и пикап с Зурабом за рулём уже пожирает американские хайвейные мили в сторону Эдмонтона. Как водитель Зураб на долгих расстояниях вынослив необычайно, к тому же время это он не теряет, активно переписывается в телефоне-интернете, следя за дорогой в четверть глаза. Сидеть с ним рядом в машине жутковато, но факт остаётся фактом, пока жив и в авариях замечен не был. Не исключено, у него какое-нибудь фасеточное строение глаз, хотя бы одного, позволяющее следить за парой сотен движущихся объектов одновременно. Такие у нас в команде непростые люди.

Пока всё. Ожидайте следующих новостей. ВЕ из Кэмбридж-Бэя


13.02.2024 Кембридж-Бей.

Утро солнечное, радостное. Радостное вдвойне поскольку встал чуть раньше остальных и успел умыться и почистить зубы до того, как кончилась вода. Приятно было смотреть свысока на коллег с нечищеными зубами, даже улыбка, кажется, стала шире. Весь день прошёл в ожидании чуда, вдруг хорошие люди смогут забросить нам топливо на 83°N. Чудо получилось за день только один раз, почистить зубы, увы. В свете необходимости тащить с собой большое количество топлива облегчаемся по возможности, снимаем стойки подвески с прицепов, заменяем их на протезы, просто кусок трубы, ехать будем всё равно медленно, чуть давление в шинах пониже и всё будет хорошо. На одних стойках экономим 100 кг, это примерно 50-70 км хода всему каравану из четырёх машин по тяжёлому бездорожью. Мой расчёт топлива в океане - 50 литров на 100 км ПРЯМОГО пути. При этом я считаю реалистичным коэффициент петляния в торосах - 1.4 Отсюда и берётся этот огромный расход в 50 л. Основной состав неумолимо приближается, но сегодня не успели, едем встречать их на южной стороне пролива завтра, заодно отладим все навигационные приборы, послушаем всякие мелкие стуки типа подвески, это как диверсанты перед выходом на дело прыгают, проверяя, не бренчит ли что-то. В 5 часов вечера была видеовстреча с Зурабом, он уже в Далласе на складе двигателей. Один двигатель, именно такой как наш, есть в наличии, завтра с утра будет пробный пуск, и Зураб с мотором подмышкой рванёт на север, к нам, в Нунавут. Основной состав ночует в 50 км от Кембридж-Бея, практически на берегу, оттуда и поведём караван завтра в посёлок.

Такие дела, всем всего хорошего. ВЕ


12.02.2024 Кембридж-Бей, -30°, ветер умеренный, обычная для этих мест погода.

У нас происшествие, в субботу 10 февраля народ работал в гараже в нарушение базовых законов мироздания. Для защиты всасывающего коллектора от пыли на время ремонта входное отверстие заткнули тряпкой, по окончании работ её вынули, но небольшой кусочек ткани, видно остался, при запуске двигателя попал под клапан, клапан не закрылся полностью и был согнут ударом поршня. Вывод: работать в субботу НЕЛЬЗЯ. Двигатель нашли в интернете, даже в Канаде, при ближайшем рассмотрении оказалось, что это Даллас, и таких двигателей там три. Наша палочка-выручалочка Зураб Саникидзе летит завтра в этот бандитский город, при нём двигатели запустят и мы по видео выберем наиболее нам подходящий. Хотел полететь вместе с ним, Зураб могуч, но он не механик. Виза американская у меня есть, но повторно испытывать на канадской границе гостеприимность иммиграционных властей не решился. Скорость доставки - 4-5 дней. Короче говоря, выезд наш на север задерживается дней на 5-6. Заняться есть чем, продуктовый караван, после двигателя самая животрепещущая тема, доктор Ларин изнурён проблемами питания, медицины, но главное советами энтузиастов, некомпетентных, в походе не участвующих, но с энергией, не позволяющей находиться им в стороне от событий. Как в анекдоте про секс на Красной площади. Не получится, советами замучают, так и с нашим доктором. По совету нашего теперь уже старого знакомого Брэндона Кленгенберга связались с компанией, доставляющей воздухом топливо в самые глухие уголки провинции Нунавут. Вдруг случится чудо и добрые люди привезут нам 8 бочек дизельного топлива на 83-й градус северной широты, а не туда, куда им самим удобнее, как компания Кенн Борек, известная в высоких широтах обоих полушарий, но не стесняющаяся диктовать свои условия клиентам, выставляя им при этом высокоширотные цены. Завтра основной состав проекта прибывает в точку встречи, кто-то из наших поедет их встретить, чтобы пролив пересекать на плавающих машинах.

На сегодня основные новости изложил.

До связи. ВЕ из Кэмбридж-Бэя, провинции Нунавут.


11.02.2024 Аэропорт Йеллоунайфа. Погода хорошая, -15°. Вездеходы имени Эмиля Гримссона

Жду вылета в Кембридж-Бей. Механики уже 10 дней там, основной состав едет на могучих вездеходах имени Эмиля Гримссона из Йеллоунайфа в Кембридж-Бей. Я же догоняю экспедицию.

Обстоятельства моего отставания таковы: 22.01.24 я дома, звонок из канадского посольства в Москве и доброжелательный женский голос сообщает, что моя виза аннулирована, и это при том, что вылет у меня завтра. После моих вопросов, что же мне делать, голос мне разрешает лететь в Канаду и на месте решить проблему. По прилёте в Эдмонтон меня допрашивают часа три с половиной, задавая самые странные вопросы, мне совершенно непонятные: спасали ли меня в Канаде, проваливался ли с машиной под лёд и тому подобные. На мои отрицательные ответы офицер у себя в компьютере отмечает несоответствие моих ответов имеющейся у него в системе информации, показывает мне монитор, где напротив моей визы стоит CANCELED. Мне даётся 48 часов на решение визовых вопросов, нам решить их в течении этого времени не удаётся и под конвоем меня торжественно отводят к самолёту в Амстердам и далее домой. Сказать, что я в шоке и расстроен, ничего не сказать. Причины неизвестны, обращения в различные властные структуры Канады остаются без ответа. Перестраиваю свои жизненные планы, но тоска периодически накатывает. 06.02.24 звонок из канадского посольства опять и тот же голос сообщает мне, моя виза вновь активирована на полный срок её действия. 10 февраля лечу в Канаду, на границе опять двухчасовой допрос, но на сей раз я подготовлен уже лучше, доказываю фотографиями и разными другими документами, что в утопленной машине был не я, никто меня не спасал, наоборот мы спасали оставшуюся машину, и так далее. В конце концов меня впускают в гостеприимную Канаду и вот последний перелёт до Кембридж-Бея и воссоединение с моими машинами. Теперь я знаю, каково это - опровергать обвинения если в головах у обвинителей картина сложилась и менять её им очень не хочется. Ну что ж, тоже воспоминания. Не сaмые приятные, но зато на их фоне будут ярче восприниматься события, казавшиеся до этого обыденными и само собой разумеющимися.

Короче говоря, «You are very welcome to Canada».

Такие дела. В. Елагин с берегов Большого Невольничьего озера.