Дневник арктического этапа трансглобальной автомобильной экспедиции

10-12.05.2024 N82°41'13" W020°17'03" Одометр 5117 км.

Возвращаясь на два дня назад, надо сказать, что весёлая езда по ровному льду продолжалась недолго, несколько часов, вскоре мы вновь оказались в зоне торошения, на удалении около 10-12 км от берега, к тому же опять стала доставать белая мгла, то большей, то меньшей степени. Рельеф пошёл совершенно непривычный для нас. В силу преобладания западных ветров, дующих вдоль гренландского побережья, в торосах образовались снежные надувы совершенно исполинских размеров. Мне за 15 лет, проведённых в арктических экспедициях, ничего подобного по размерам видеть не приходилось. Ориентированы эти надувы в широтном направлении, то есть нам по дороге. Теперь вообразите себе езду по закруглённой снежной дамбе шириной метра три с обрывистыми краями длиной метров двести. Вам надо проехать по этому «мостику» между торосами, но в условиях белой мглы вы не видите рельефа и рискуете свалиться, с высоты метра два, невысоко, но вполне достаточно для того, чтобы уложить на бок машину, изуродовав её. В общем, езда по проволоке. И так сутки. В конце концов, измученные остановились поспать, тут же пошли возмущённые депеши от полиции со станции Норд, мол почему мы стоим, не едем. У них были праздники в стране, и из-за нас они вынуждены были проводить их не в кругу семьи или собутыльников, а в ожидании этих русских. Короче говоря, 11.05 ранним утром, часов этак в пять мы подъехали к базе Норд, встреченные вооружёнными людьми на снегоходах и под конвоем въехали на территорию станции. После тщательного досмотра, нас поселили в научном корпусе, вполне комфортабельном, но под круглосуточной охраной двух полицейских. Машины попарно отгоняли в тёплый ангар, также для тщательного досмотра-обыска. 11-го же числа пришёл первый чартер со Шпицбергена и забрал всех не механиков. Остались на сутки консервировать технику Елагин, Дубинин, Ваньков, Ершов, Обиход и Ларин. В задачу последнего входило навести порядок в продуктах на случай, если удастся всё-таки получить разрешение на следующую весну перегнать машины в Кангерлуссуак. Военные, в отличии от полиции, были доброжелательны, помогли техникой, подогнали автоцистерну с горячей водой и мы смогли струёй под давлением отмыть машины от океанской соли. Водрузили и вездеходы и прицепы на поддоны и слегка просушив их на ветру. Во второй половине дня и за нами пришёл 10-тиместный Дорнье и через три часа мы были в Лонгийре. Так, в какой-то степени бесславно закончился наш долгий поход.

Такие дела. ВЕ


11.05.2024 День 121. База Nord Station.

Как я и предполагал, нам запретили делать фото и видео на базе.Собрали паспорта и провели полноценный обыск машин на предмет оружия. Пораллельно развивался водевиль с нашим отъездом. Полицейские настаивали, чтобы мы покинули Гренландию как можно быстрее. В результате, в обмен на согласие улететь сегодня, нам помогут с приведением машин в порядок. В конце концов сегодня улетает 6 человек: Бадулин, Сафонов, Зайцев, Эндрю, Гаврилов и Я. Остальная шестерка: Елагин, Ваньков, Ершов, Обиход, Дубинин. Остаются на один день, приводят машины в порядок и ставят их на консервацию и летят на Шпицберген завтра. Фотографий базы не будет. Но хочу сказать, что порядок здесь идеальный. Несмотря на все опасения, в итоге обо всем договорились. Сейчас сидим, ждем самолета. Благополучно взлетели и через два часа приземлились на Шпицбергене.

В. Шахновский


11.05.2024 День 120. Итоги дня: всего пройдено 74 км. Дошли до базы Nord Station.

Едем дальше.

Мы тут получили сообщение от полиции с базы. Они в а достаточно резкой форме требуют, чтобы мы ехали до базы без остановки на ночь. Правда это совпадает с нашим желанием, но все равно неприятно. Тем не менее. Встаем на последнюю заправку.

Начинается, наверное, один из завершающих дней арктического этапа нашего кругосветного путешествия. До базы Nord Station, откуда нам предстоит вылететь на Шпицберген, осталось 72 км. На ночевку мы не вставали. Сделали перерыв на поздний ужин и в 1.20 мы рванули на восток. Солнца пря-прежнему нет. Лед в заливе ровный.

2:00 Остается 60 км

3:00 Остается 44 км

4:00 Остается 25 км

5:20 До Nord Station осталось 10 км. Остановились чтобы сделать коллективную фотку на фоне Емель. А то вдруг не разрешат фоткаться на военной базе.

Начали движение. Завершающие 10 км. Очень глубокий снег.

В. Шахновский


10.05.2024 День 120 Итоги дня: всего пройдено 86.8 км До базы NS 72 км. Стоянки не будет.

Всем привет.

Еще раз убеждаюсь в правоте высказывания "Утро вечера мудренее". Сегодня утром, отдохнувшие и выспавшиеся, приняли следующее решение. Два человека (Елагин и Дубинин) идут на дольнюю разведку. Цель-правильно выбрать кратчайший путь к берегу от которого мы сейчас в нескольких километрах. Военные вчера прислали вариант маршрута вдоль берега. Написали, что он легко проходится. Таким образом тактическая цель-берег. Пораллельно разведке мы начинаем пробивать маршрут к ближайшей зоне торосов, вдоль которой начнем движение

На спутниковых снимках:

  1. точка нашего нахождения
  2. граница зоны высокого торошения
  3. берег

Так что попытаемся сегодня выбраться из очередной ловушки. Пожелайте нам удачи.

14:30 достигли берега Гренландии. Военные сказали, что дорога вдоль берега простая посмотрим. До базы Норд 133 км. Едем в сплошном молоке.

Полицейские, которые нас ждут на военной базе очень переживают, что мы долго не можем до них добраться. Дело в том, что в Дании сейчас 4 выходных а они застряли на северах. Ну уж тут нас сложно в чем-то упрекнуть.

19:49 До базы Nord Station осталось 100 км.

Очередная поломка. Очередная реактивная тяга полетела. Очередной ремонт.

Мы тут получили сообщение от полиции с базы. Они в а достаточно резкой форме требуют, чтобы мы ехали до базы без остановки на ночь. Правда это совпадает с нашим желание, но все равно неприятно. Тем не менее. Встаем на последнюю заправку.

В. Шахновский


09.05.2024 День 121 Итоги дня: всего пройдено 67,4 км До базы NS 145 км.

Да! Арктика не дает расслабиться. Только все выдохнули вот тебе очередная засада. Это я про вчерашнюю ловушку. Действительно, с таким льдом мы еще не встречались. Ну ничего. теперь то понятно. Расслабляться нельзя. Так что сейчас 1 час 49 мин. Мы едем. До базы Норд 177 км.

Пока начиная смена и относительно спокойная обстановка, небольшое отступление в период подготовки экспедиции. Я думаю, что после самого автомобиля «Емеля», второе устройство которое внесло весомый вклад в успех экспедиции это Пешня. Причем именно с большой буквы. Пешни!! Такой на первый взгляд простой и примитивный инструмент, но без него северный этап был бы просто невозможен, а как и от куда они появились, это тоже процесс… в связи с тем , что сталь рабочей зоны этого изделия должна быть прочной и держать заточку, было принято решение изготовить их из рессорной стали детали, одного из иностранных грузовиков, их в свою очередь любезно предоставил Лёха Дубинин со своей разборки, далее материал был отдан в руки одного из уральских кузнецов, который разогрев всё это дело в печи, отковал до нужной формы, далее подбор держака правильной длины и диаметра, сварка-заточка, оклеивание в термоусадочный материал и вот… мы в Гренландии))

19:00 к сожалению опустилась белая мгла. Видимость нулевая. Остановились на ночевку.

В. Шахновский


08.05.2024 День 119. Итоги дня: всего пройдено 81,6 км До базы NS 188 км.

Прежде чем перейти к сегодняшнему дню, вернемся на день назад. Ситуация оказывается развивалась следующим образом. Непонятно по каким причинам, но решение задачи доставки нам топлива и еды взяли на себя местные военные. Может быть они думают, что мы хотим их как-то обмануть и все таки проникнуть на территорию Гренландии, может считают, что хотим тут подольше задержаться, ну а может быть действительно хотят помочь. Не знаю. Но теперь понятно появление позавчера и вчера военного патруля на нашем маршруте. Оказывается по северному побережью Гренландии расположено несколько взлетных полос. Они находятся непосредственно у кромки берега. Берега здесь пологие. Наверное в этом есть какой-то смысл. Не знаю. Но военные сообщили нам координаты трех полос по нашему маршруту, установили регулярную телефонную связь с экспедицией и оперативно нас информируют по ситуации. А она такова. Сначала они приняли решение доставить нам две бочки солярки с помощью снегохода вышедшего нам на встречу со станции Норд. Но вчера погода резко испортилась и снегоход не смог пройти через какие-то препятствия по маршруту. Возможно торосы. Вчера вечером, после совместного обсуждения ситуации с военными , было принято решение остановиться и дождаться утра. Погода по прогнозу должна улучшиться. Ветер должен стихнуть и облачность должна прекратиться. Сегодня военные предложили двигаться к ближайшей взлетной полосе. Она находится в 25 километрах от нас на восток. Куда должен прилететь самолет с заветными бочками. Кстати топлива у нас еще минимум на 170 км. До Норда не хватает. Так что сейчас мы проснулись. Стартуем в 7.30 и двигаемся к обозначенной точке.

Вернемся в сегодняшний день. Стартовали в 7.30 идем к точке заброски топлива. В 9.15 добрались до обозначенной точки. Ждем самолет. 11:30 подошел солдат на лыжах, сообщил, что самолет с тремя бочками вылетел. Указал место приземления. Мы переехали и ждем.

12:00 Самолет прилетел. Привез три бочки топлива. Теперь уже нас ничто и никто не остановит.

После получения топлива двигались неплохо. Прошли порядка 40 км и попалив ловушку. Реально полтора часа искали проход. Не нашли. Вернулись на пять км назад. Вроде бы нашли вариант. Но и он оказался так себе. В результате в 20 часов встали на ужин. После ужина по традиции наша смена. Не буду подробно рассказывать как мы пробивались, но на это ушло 4 часа. Сейчас час ночи 9 мая. За 4 часа прошли 3 км. И вышли таки на относительно нормальный лед. Вот сейчас скорость 12 км/час

В. Шахновский

08.05.2024 N83°20'32" W025°30'29"/ Утро, одометр 4972 км.

Стоим неподалёку от посадочной полосы, для маленьких самолётов, в ожидании команды военных подъезжать к самолёту. Военные ночевали невдалеке в палатке, 14 их собак уютно устроились на снегу. Вскоре прилетел самолёт, Твин-Оттер из Исландии, привёз нам три бочки солярки. Поговорил с военными о трудностях пути к станции Норд, до которой около 220 км. Посоветовали ехать вдоль берега, мол будут недолгие участки с торосами, но в целом всё несложно. Солдаты деловито загрузили весь свой скарб, включая собак в самолёт и улетели. Мы же остались перекачивать топливо в прицепы, пустую тару водрузили на крышу и тоже тронулись в путь, но не вдоль берега, а по спутниковым снимкам, на которых видна была тёмная полоса ровного льда на удалении примерно 10 км от береговой линии. На радиолокационных снимках светлым выделяются зоны торошения, а чем темнее, тем ровнее лёд, или это может быть открытой водой. Вот мы и рванули по этому ровному льду, хотя километрах в пятидесяти к востоку тёмный цвет выклинивался и переходил в серый и далее в светло-серый. Но это ждало нас впереди, а сейчас мы весело мчались на восток.

Такие дела. ВЕ


07.05.2024 N83°40'74", W33°41'43" на 1:00 UTC+3 Прошли за день 36,3 км.

Ну вот и наступил этот радостный момент. Но все по порядку. До обеда в прямом смысле продирались через огромные торосы. Прошли по направлению к берегу 4,5 км. Очень тяжелых. Когда встали на обед судя по снимкам оставалось еще столько же до берега. Очередь нашей смены. Решили действовать по алгоритму: взлет дрона, снимок, намечаем маршрут, проходим его ногами, затем начинаем пробивать для машины и только после запускаем Емели. И за три часа мы прошли торосы.

Давольно быстро мы вышли на замерзшую широкую полынью, идущую вдоль берега, и пошли по ней. Ехали быстро. До остановки на ночевку прошли около 30 км по полынье. Остановились рядом с айсбергом. В общем, день сегодня знаменательный. Мы прорвались!!! Теперь путь на военную базу Nord Station. Вдоль берега. Более 300 км.

Отойдя от вчерашней эйфории, начинаем очередной рабочий день. На этом этапе нам предстоит пройти вдоль берега порядка 350 км до военной базы Nord Station, откуда нам предстоит эвакуироваться на Шпицберген Немного о вчерашнем дне, то что не нашло отражения. Во-первых вчера опять прилетал и кружил над нами самолет датских ВВС. Ну а уже в полночь к нам приехали гости. Специальный арктический патруль. Двое военных на собачей упряжке приехали проконтролировать нашу экспедицию. Правильно ли мы выполняем предписания властей Гренландии. Все было не просто корректно, даже очень дружелюбно. Так что не оставляют нас без внимания.

В. Шахновский


06.05.2024 N83°40'27", W35°15'49" на 19:30 UTC+3

Today saw what is both a great success and a great relief for our team. We always knew that the crossing from the moving ocean ice in the high latitudes to the "land fast" ice connected to the Greenland coast would be difficult, since the currents and wind push these together to create a vast graveyard of pack ice and broken sheets. Even seasoned Arctic fox Vasily Elagin said "this is not a traveling to which I was looking forward." But today we did it. It saw the most difficult ice chipping and the most technical driving of the whole expedition. And now we’re on the ice connected to Greenland. It doesn't mean we don’t still have a lot of work to do. But it does mean that the biggest unknown on the ocean is now behind us. And we will take our first full overnight sleep for many days.

Сегодняшний день стал одновременно большим успехом и большим облегчением для нашей команды. Мы всегда знали, что переход от движущегося океанского льда в высоких широтах к "припайному" льду, соединяющемуся с побережьем Гренландии, будет трудным, поскольку течения и ветер сталкивают их вместе, образуя огромное кладбище пакового льда и разбитых льдин. Даже бывалый полярный лис Василий Елагин сказал: "Это не то путешествие, которого я так ждал". Но сегодня мы это сделали. Это была самая сложная свалка льда и самое техничное вождение за всю экспедицию. И теперь мы на льду, связанном с Гренландией. Это не значит, что нам еще предстоит много работы. Но это означает, что самое большое неизвестное в океане осталось позади. И мы впервые за много дней устроим полноценный ночной сон.

Andrew Comrie-Picard


02.05.2024 N84°11'49", W36°8'23" на 14:30 UTC+3

We know that today is May 2 but honestly we don’t know what expedition day it must be, as we are working on alternating 8 hour shifts. The sun is up all day and higher in the sky now, and the weather is very warm - single digits below zero in Celsius, like -5°C. In some places we can see icicles in the sun coming off ice blocks. We are probably in the most difficult terrain of the whole Arctic ice crossing: still on the moving ocean ice, but in the last 50km where the southerly current and wind push it up against the “fast” ice that is stuck to the Greenland coast. It’s littered with old pack ice that has been pushed south too, so it’s a vast ice junkyard - maybe the hardest terrain in the Arctic. And it’s late in the season and getting warm, so this is where we pull out ALL our tricks - picks, shovels, ladders, floating, muscles - to get over the terrain. Honestly we’re all pretty tired. But we’re looking at the line of the fast ice off the shore of Greenland as salvation. And… a bird flew around us today - the auspicious sailor’s sign. We’re just ice sailors.

Мы знаем, что сегодня 2 мая, но, честно говоря, не знаем, какой это должен быть день экспедиции, так как работаем по чередующимся 8-часовым сменам. Солнце сейчас высоко в небе весь день, и погода очень теплая - однозначные цифры ниже нуля по Цельсию, примерно -5°C. В некоторых местах мы можем увидеть сосульки на солнце, отрывающиеся от ледяных глыб. Мы, вероятно, находимся на самом сложном участке всего арктического ледового перехода: все еще на движущемся океанском льду, но на последних 50 км южное течение и ветер прижимают его к «припайному» льду, прилипшему к побережью Гренландии. Он усеян старым паковым льдом, который тоже был отброшен на юг, так что это огромная ледяная свалка — возможно, самая труднопроходимая местность в Арктике. А сейчас уже конец сезона и становится тепло, поэтому здесь мы используем ВСЕ наши трюки - кирки, лопаты, лестницы, плавучее оборудование, мышцы - чтобы преодолеть местность. Честно говоря, мы все очень устали. Но мы смотрим на линию припая у берегов Гренландии как на спасение. И… сегодня вокруг нас летала птица – благоприятный знак моряка. Мы просто ледяные моряки.

Andrew Comrie-Picard


01.05.2024 N84°15'13", W37°56'38" Одометр 4631, за день 17, полезных 10.

Праздник весны, труда и ещё того, что называть нельзя мы встретили в белой мгле среди торосов и бесчисленных мелких, но от этого не менее противных трещин. Работу с лестницами мы довели до совершенства, последний хронометраж = четыре минуты, трещина позади, весь караван уже едет дальше. Хуже дело обстоит с разводьями, своей шириной превышающими длину наших лестниц. В этом случае нужна видимость, чтобы с дрона найти потенциально возможную точку перехода. Ехать пытаемся до тех пор, пока отсутствие видимости превращает наши потуги в пустую трату топлива и сил. Мольбы к доктору выдать трудящимся алкоголя отметить день единения пролетариата наталкиваются на безжалостный отказ, типа мы сразу напьёмся до положения риз, что противоречит его представлениям о культуре вождения автомобиля. В общем, доверия с его стороны нашему брату никакого. С продуктами тоже отказ, мол, нету времени, занят (?), будем долго стоять, вот тогда… Так и едем, не сказать впроголодь, но и не сытыми до сонливости. Вернее, сонливость есть, но по причине усталости, а не обжорства. Жёлтая смена, апологеты современных технологий, количество гаджетов на душу населения там превышает все мыслимые пределы, и когда зелёная смена периодически вздёргивает вверх лестницу на крыше посмотреть путь, они взирают на это, как на абсолютную архаику, хотя сами периодически не брезгуют взгромоздиться на крышу и оттуда обозревать окрестности в поисках проходов в этом первозданном ледяном хаосе. У всех свои приоритеты и инструментарий, при этом у нашей смены и лестница на крыше и дрон, у коллег же только дрон и изредка крыша. Я так много уделяю этому внимания, поскольку продвижение вперёд есть наша основная задача, хоть время и перестало нас поджимать из-за отказа властей Гренландии в выдаче нам разрешения на проезд по территории национального парка. Всё-таки встретить начало календарного лета хотелось бы на суше, а не дрейфующем льду.

Такие дела. ВЕ


30.04.2024 N84°35'30", W39°00'32" на 10:00 UTC+3

Day 10X: We’re pushing hard for the Greenland coast and moving over difficult terrain when the weather allows, so with the advantages of Polar day we are moving without regard to the clock. Some of us are quite tired now as it requires taking shifts and sleeping in moving cars, which not everyone does equally well. However we are making time over difficult terrain. In the last 12 hours we’ve crossed, among other things, some huge ice ridges and an area of new ice in a frozen lead that was just enough to hold some of our vehicles up but not others. We disconnected all the trailers and had to pull them from shore to shore. Two Yemelya also needed pulls. In the end about 2h to go about 400 meters but we got across and then made better time afterward. About 123km to the coast of Greenland now. But difficult terrain ahead.

День 10X: Мы изо всех сил стремимся к побережью Гренландии и двигаемся по труднопроходимой местности, когда позволяет погода, поэтому, используя преимущества полярного дня, мы движемся, не обращая внимания на часы. Некоторые из нас сейчас довольно устали, поскольку приходится работать посменно и спать в движущихся машинах, что не всем удается одинаково хорошо. Однако мы набираем время на труднопроходимой местности. За последние 12 часов мы, среди прочего, пересекли несколько огромных ледяных торосов и участок ниласа среди многолетних льдов, которого было достаточно, чтобы удержать некоторые наши машины, но не все. Мы отсоединили все прицепы и пришлось тащить их с берега на берег. Двум Емелям тоже понадобились тяги. В конце концов, нам потребовалось почти 2 часа, чтобы пройти около 400 метров, но мы переправились и потом показали лучшее время. Сейчас около 123 км до побережья Гренландии. Но впереди трудная местность.

Andrew Comrie-Picard


29.04.2024 N84°52'09", W040°48'22". Одометр 4510 км.

Едем посменно, ловим хорошую погоду и, соответственно, видимость. Две смены, зелёная и синяя машины (Дубинин, Елагин, Ершов и Бадулин, Комри-Пикар, Обиход). Первой идёт зелёная, синяя следом, экипаж которой выходит помогать в разрушении торосов и поиске переходов, если путь преградила полынья с ниласом. Во второй смене лидирует жёлтая, следом красная (Ларин, Сафонов, Шахновский и Ваньков, Гаврилов, Зайцев) В сложных случаях тяжёлых торосов или переездов по тонкому льду вперёд выходит красная машина, впоследствии порядок движение становится прежним. При переездах по лесенкам-трапам нервничать приходится иногда за жёлтую машину, когда за рулём доктор, он настолько властный по натуре человек, что даже если ему снаружи показывают куда крутить руль, у него на этот счёт может быть своё мнение. Слава Богу, обходилось без ушей-переворотов. Погода, как и всё в жизни то лучше, то хуже, с постепенным смещением в сторону "хуже". Движемся потихоньку на юг, уж больно охота припасть грудью к матери – сырой земле. Истинно говорят прожжённые моряки, "самое хорошее в море, это берег"

Такие дела. BE


28.04.2024

Day 108 saw us despairing around lunchtime that we’d never get past a certain patch of open water, and then we found a series of ice islands and scampered across. And then we got caught in a massive dead end. But by backtracking and working around, by evening we had found a large flat section of ice. We drove 62 km in total but just under half - 30km - was actually south to Greenland. However we are now 200km away!

На 108-й день около обеда мы отчаялись, что никогда не преодолеем участок открытой воды, а затем мы нашли серию ледяных островов и проехали через них. И тут мы попали в огромный тупик. Но, отступив и обогнув, к вечеру мы нашли большой плоский участок льда. Всего мы проехали 62 км, но чуть меньше половины - 30 км - фактически прошли на юг, к Гренландии. Сейчас мы находимся в 200 км неё!

Andrew Comrie-Picard


27.04.2024

26.04.2024

Day “107” was in fact a continuation of day 106… the whiteout lifted and we had a good flat (or mostly flat) frozen lead ahead of us, so we decided to press on and hopefully break through on distance to Greenland. This also had the effect of switching our clocks a full 12 hours ahead to get on the time zone for Nuuk Greenland; we had been on Micronesia time to keep the sun at our backs on the 24h polar day, but now the sun is higher and the weather seems to be a bit better in the “day” for the time zone, so we ended up with one 36h work day. Pretty tired but we all got a good sleep thanks to the physical work and I think we will adjust to the time zone quickly.

День «107» по сути был продолжением дня 106… белая мгла рассеялась, и впереди у нас было хорошее ровное (или почти ровное) замороженное поле, поэтому мы решили продолжить движение и, надеюсь, сократить расстояние до Гренландии. Это также привело к переводу наших часов на целых 12 часов вперед, чтобы попасть в часовой пояс Нуука, Гренландия. До перевода часов мы жили по времени в Микронезии, чтобы держать солнце за спиной в 24-часовой полярный день, но теперь солнце выше, и погода, кажется, немного лучше в «день» для этого часового пояса, поэтому у нас остался один 36-часовой рабочий день. Изрядно устали, но благодаря физической работе мы все хорошо выспались и, думаю, быстро приспособимся к часовому поясу.

Andrew Comrie-Picard


25.04.2024 N85°40'15", W042°54'30". Одометр 4326. За день 29, полезных 9 км,
антирекорд похода, хочется верить, первый и последний.

В 20.00 экспедиционного (магаданского) времени перешли на часовой пояс Нуука, что в Гренландии. Пытаемся таким образом бороться с белой мглой, пару раз она наваливалась на нас, бедных, именно в то время, когда планировалось ехать, а не спать. Получится обмануть её или нет, покажет жизнь, но на фото, сделанных с квадрокоптера в направлении движения в ясную погоду тени дают возможность лучше считывать рельеф заборов, через которые мы пытаемся пролезть минимальной кровью. Вчера выехали на большую полынью, простирающуюся в меридиональном направлении. При переезде через неширокую полосу совсем слабого ниласа, машина проскочила, а прицепы от удара об лёд подскочили вверх только что не на метр, эксперимент нехороший и к повторению не запланирован. Потом, на этой же полынье проваливались ещё, но на небольшой скорости, и веревкой вытаскивали машину без риска повреждений. В условиях плохой видимости несколько раз использовал лестницу на крыше зелёной машины, быстрее, чем запускать дрон, да и локальный выбор пути легче, поскольку торосы видишь собственными глазами и лучше понятен их размер. Почитал на досуге телеграм-канал Савельича, автор использует часто выражение "рубились", но ведь мы пешнями лёд колем, а не рубим, тогда значит, мы "кололись"? Звучит красиво, но в контексте нынешних будней, несколько, на мой взгляд, двусмысленно. Но ведь двоемыслие нынче в ходу?

Такие дела. BE


24.04.2024 N86°05'22", W042°49'27". Одометр 4257, за день 36, полезных 25 км.

Полынью, перед которой вчера встали ночевать, к утру задвинуло и мы просто её переехали, жаль только, что происходит это с полыньями далеко не каждый раз. С утра наша смена ехала неплохо, пару раз при переезде через покрытые молодым льдом полыньи, прицепы проваливали лёд, но машина их вытаскивала. Синяя разок провалилась целиком, вместе с прицепом, но другой машиной её вытащили на твёрдый лёд за несколько минут. После обеда пришёл снимок от Кристиана Хааса, вторая смена ломанулась по нему в сторону большой полыньи, в надежде обрести там автобан, но гадюка надежд не оправдала, ни доехать до неё, ни ехать по ней оказалось невозможно, после нескольких часов мучений и активной работы пешнями по разрушению первозданной природы Арктики вернулись на свой след, замкнув кольцо. А погода хорошая, ясная, ветер С-В.

Вот так у нас тут. BE


23.04.2024 N86°19'04", W042°06'14", Одометр 4221, за день 36, полезных на юг 24 км.

Погода ясная, -20°С, ветра почти нет, но есть торосы в избыточном количестве и полыньи-трещины, прикрытые к тому же свежим снежком. Машинам тяжело, но едем, до обеда продвинулись на юг на 13 км, проехав при этом 21км. Соотношение пройденного к полезному – 1.6. Держать курс пытался 195-200 градусов, после обеда жёлтая машина впереди, к вечеру проехали примерно столько же, уперлись к 7 часам вечера в неширокую, но длинную в обе стороны полынью и встали на ремонт, замена несущего элемента боковой подушки двигателя в красной машине. В нашей попытались заклеить трещину в шине, образовавшуюся то ли от слишком продолжительной езды со складками, то ли просто от большого пробега. Поможет вряд ли, но менять её на запасную не хочется, эта шина шипованная и в Гренландии на леднике она была бы предпочтительнее. Запасные шины у нас нешипованные. Ложимся спать в надежде, что полынью к утру задвинет.

Такие дела. BE


22.04.2024 N86°32'07", W042°59'14". Одометр 4185, за день 38, полезных 19 км.

Третий или четвёртый день белая мгла, страшно замедляет движение. Опять въехали в район множественных разрывов, лестницы, езда вдоль полыней в поисках переходов, наконец терпение моё лопнуло и, подобрав неширокое место с ровными берегами, поплыли. Погода тёплая, ветра почти не было, идеальный тренировочный заплыв для начинающих. На всё про всё ушло полтора часа, не считая ещё 40 минут для заесть куском колбасы и запить за неимением чего-то посущественней чашкой чая стресс от погружения морды машины в чёрную ледяную воду. Потом надо было себя похвалить, затем только уже поехали. Итого, 2ч 15 мин. В общем, тоже неплохо, если учесть, что с утра почти три часа проездили вдоль полыньи, бездарно потратив время и топливо. Сегодня Антон подробно исследовал повреждения своего дрона после вчерашнего его падения в глыбу льда и пришёл к неутешительному выводу, ремонту в полевых условиях не подлежит. Теперь у нас остался последний дрон, нашего оператора Максима. Если что-то с ним случится, у нас есть лестница на крыше зелёной машины, эта конструкция точно не подведёт, но и менее эффективна в сравнении с дронами. На завтра и послезавтра прогноз погоды хороший, солнечно, местами облачность. Будем надеяться, сможем ускорить наше продвижение навстречу бюрократическим проблемам по нашему въезду в Гренландию. Сегодня к нам прилетела гостья, полярная пуночка. До ближайшей суши больше трёхсот км, ветер южный, наверное, задумалась о чём-нибудь сильно и оказалась вдали от берегов. Кто-то из наших насыпал ей овсянки, но шансов вернутьcя на землю, сдаётся мне, у неё не слишком много. Орнитологи говорили нам как-то, иногда у птиц глючит система навигации и птицы залетают не туда, куда надо. В 2019 году в Антарктиде мы встретили поморника на расстоянии больше 1000 км от побережья, думаю участь его была печальной. Не зная дальность полёта этих птиц, хоронить их пока не будем.

Такие дела. BE


21.04.2024 N86°43'11", W042°02'56". Одометр 4143, за день 23, полезных 16.5 км.

День ничем не выделяющийся из череды наших будней. Тепло, мгла, медленная езда, частые полёты, во время одного из них у летательного аппарата отказал один двигатель и квадрокоптер рухнул вниз и, к сожалению, не в снег, а в ледяную глыбу. Ревизию и восстановление отложили на завтра, пока просим летать Максима, нашего оператора. После ужина видимость появилась, поехали, но после получаса мгла опять навалилась, и мы отправились спать.

Такие дела. BE



20.04.2024 N87°01'21", W040°39'00". Одометр 4096, за день 74, полезных 46 км.

Совсем неплохо, если помнить, что весь день держали курс на ЮЗ, в надежде объехать так нелюбимые нами полыньи. В конце дня опять мгла. В конце своей смены всадил на приличном ходу колесом в льдину, незамеченную под снегом, да так, что погнул рычаг поворотного кулака. Схождение передних колёс рулевыми тягами отрегулировать удалось, можно ехать дальше. Обидно, грубейшая ошибка вождения. К концу дня подобрались к 86-му градусу, зоне больших полей торошения, это ещё Чуков говорил, да и сами видели в предыдущих походах. Полыньи хуже торосов, но и колоть бесконечно ледяные заборы тоже неинтересно. Деваться некуда, оставаться нам тут большого смысла не вижу. Чтобы днём не ехать постоянно против солнца, установили в экспедиции время со сдвигом от астрономического на 12 часов, но практика показывает, что белая мгла делается как чаще как раз нашим рабочим днём. Не исключаю перехода обратно на астрономическое время, хорошая видимость важнее, удобного освещения, либо ехать и жить вне режима, появилась видимость, сразу подхватываться и ехать. Несколько дней так продержаться можно, продолжительное же время, долго не продержишься.

Такие дела. BE


19.04.2024 N87°26'30", W032°35'33". Одометр 4021, за день 47, полезных 11 км.

Полезных так мало, поскольку осознанно ехали не на юг, к вину и куреву, а на Ю-З и даже на запад, убегая из зоны множественных разрывов во льдах СЛО (Северного Ледовитого океана). На утреннем обходе каравана бдительный Дубинин заметил намечающиеся трещины в дышлах прицепов, при переездах через острые гребни торосов машина проходит их, не цепляясь днищем, а у прицепов продольная проходимость хуже и дышла часто работают на излом. Поставили в план на сварку и ремонт. Недосыпаем, особенно Антон Ершов, он с детского сада не спит днём и нарушать этот принцип не собирается, а мы с Дубининым, как личности беспринципные, спокойно подвахтенное время можем провестив в «багажнике», как мы называем спальный отсек. Это очень скрашивает тяготы долгой арктической кочёвки. Сегодня же у нас сделалось авиационное происшествие, при выполнении фигур высшего пилотажа дрон не вышел из пике и на скорости 120 км/час врезался в ледяной панцирь СЛО, на его (дрона) счастье покрытый снегом. Личный состав экспедиции по тревоге был мобилизован на поиски летательного аппарата, нашёл же его, конечно, Обиход. Фигуры высшего пилотажа не входят в обязательную программу полётов похода, но у Антона зависимость, сродни наркотической, не покрутиться волчком в небе перед и после выполнения полётного задания он не состоянии. Теперь о другой, тоже дроновой, зависимости, ею заболели мы все. Подъезжая к полынье, мы летим, видим потенциальное место переезда в паре километров, едем туда, убеждаемся в невозможности пересечь полынью, летим снова, снова видим перспективное место и т.д. В результате иногда тратим времени больше, чем если бы просто переплыли полынью и ехали дальше. Чем больше летаем, тем больше отвыкаем от мысли, что умеем плавать и хорошо бы этим уметь эффективно пользоваться.

Короче говоря, кругом зависимости и комплексы.

Так и живём. ВЕ


18.04.2024 N87°26'29", W032°36'32". Одометр 3974, за день 63, полезных 23.

Из приведённых выше цифр следует, что рельеф весьма непростой, но проходимый, основную же трудность представляют бесконечные полыньи, на объезд которых тратится уйма времени и топлива. Расход его таков, что вечером звонил Эмилю в Исландию, запросил 800 л топлива на припай Гренландии в районе мыса Моррис-Джесуп. С разрешениями на въезд в Гренландию дело, со слов Савельича, сдвинулось с мёртвой точки и даже в позитивном направлении. У нас лопнула левая средняя пружина, замена – 30 мин. Заканчиваются сварочные электроды, большая часть их идёт на ремонт колёсных дисков. Перед сном решили полетать над полыньёй, которую предыдущая смена по-дружески предоставила честь преодолевать нам. Летели с надеждой, что её начнёт сдвигать, а её раздвинуло. Другие бы огорчились, а мы уже привыкли, просто будем завтра делать свою работу.

Такие у нас тут будни. ВЕ


17.04.2024 N87°45'13", W031°08'23". Одометр 3911, за день 43, полезных 21 км. Ситуация с продвижением на юг плавно напрягается.

С утра было всё хорошо, потом снова полыньи, две или три больших, вдоль одной из них пришлось ехать порядка 10 км, пока она соизволила пропустить нас дальше на юг. Ехать 10 км означает зачастую продираться через бесконечные гряды поперечных торосов, перемежающихся с трещинами и разрывами второго порядка. Много летали в поисках лучшей доли, потом у Антона сгорело зарядное устройство и, если он не ухитрится его починить, то летать придётся Максу, и мы станем зависимыми от одного дрона. В 11.30 в двигателе появился звенящий звук, его сразу выключил, остановились, стали разбираться. Довольно скоро нашли причину, от свечи накаливания отломился кусочек нагревательного элемента. Сначала были лентяйские мысли как извлечь обломок малой кровью, потом здравый смысл возобладал над ленью, и было принято решение снимать голову, вычищать всё основательно, короче сделать всё основательно. Алексей Дубинин и Антон Ершов управились с этой работой за шесть часов. Двигатель был спасён. Ещё раз порадовались центральномоторной компоновке машины, позволяющей производить даже сложный ремонт внутри машины, в тепле с работающей печкой, когда за бортом совсем не жарко и бодрящий ветерок. За неимением динамометрического ключа момент затяжки болтов головки блока, контролировали безменом, выпрошенным под расписку у доктора. В чём-то он прав, народ русский велик и прост одновременно, доктор нередко находил продукты лежащими в бочках под гнётом запчастей, которые при тряске превращали ценный продукт в мелкое крошево. Доверие его к рабочему классу экспедиции такими поступками подорвано, но он держится, виду не подаёт, как ему с нами тяжело. Мощная личность, короче.

Такие дела. ВЕ


16.04.2024 N87°56'33", W034°50'17". Одометр 3868, за день 62, полезных 37 км.

День самый обыкновенный, будильник в 4.00, встали в 4.20 с трудом, накануне легли в полночь. С утра белая мгла, потом получше, но полыньи и бесконечные мелкие разрывы портили нам кровь и нервы до обеда. После обеда стало получше, после 17 часов совсем хороший рельеф, но видимость опять упала. С въездом в Гренландию проблемы, наши люди на большой земле пропустили то ли сроки подачи документов, то ли что-то недодали, и нам пришёл отказ в посещении этого острова. Теперь заявка на въезд будет подаваться заново, поскольку апелляции законом не предусмотрены. На рассмотрение у нас есть две-три недели пока мы доберёмся своим черепашьим шагом до припая Гренландии. В принципе я не против провести какое-то время в Гренландско-Датской тюрьме за нарушение миграционного режима, испытать на себе гуманизм европейской системы наказаний, пусть он даже и не такой щадящий, как на нашей человеколюбивой Родине. С рабочими визами для механиков тоже неизвестность. Но… деваться нам всё равно некуда, кроме как ехать на юг, чем мы и занимаемся в свободное от печальных и не очень мыслей время.

Такие дела. ВЕ


15.04.2024 N88°16'30", W030°54'26". Одометр 3806, за день 41, полезных 13 км. Тяжёлый день.

4 часа утра. Зелёная машина. Слегка ополоумевшие от недосыпа обитатели обсуждают за кофе разницу в понятиях смиренности и покорности. Мнения разные, полтора часа до выхода на линию пролетели, как всегда, до неприличия быстро. Хороший пример, приятие тех или иных погодных и ледовых условий в нашем походе, это покорность или смиренность? И ещё фатализм, это что и как соотносится с ними? Так, с неоконченным диспутом и пустились в дорогу. Из тематики наших ежевечерних брифингов ушло планирование пробега следующего дня, всем, наконец стало понятно, что надо быть просто "спокойным и упрямым" и работать размеренно, не сравнивая результаты сегодняшние с достижениями других дней.

Так что, потихоньку становимся полярниками, приходит понимание кто ты тут и каков твой масштаб в этой великой ледяной пустыне, в которой, к слову сказать, мы находимся в одиночестве. Ближайшие люди в недалеко, всего в 750-800 км. Вспоминается, как на понедельничных зум-конференциях деловито обсуждались вопросы подстраховки нашей группы, будет ли работать Барнео, с какой широты нас спасут в случае необходимости те или иные службы Гренландии, Канады или России. А теперь "кругом тайга, одна тайга, и мы посередине". Это песня была такая. Романтическая. Красота, в общем.

Такие дела. BE


14.04.2024 N88°23'12", W030°44'52". Одометр 3765, за день 78, полезных 50.

Погода – весна, спали с печкой, чтобы натаять за ночь воды на завтрак, было жарко. Мы спим валетом, ближе к утру у своего лица обнаружил чьи-то голые ноги, как показали дальнейшие исследования, Ершовские. После кофе и овсянки была несложная езда, отягощённая переездом по лестницам на пределе их длины, так что даже вставили удлинители. По моему требованию в машинах оставались только водители и Сафонов, который предпочтёт страшную гибель в ледяной пучине подъёму раньше 11 часов. Принципы, понимаете ли... Достойно уважения. Человек хоть за что-то готов бороться даже ценою собственной жизни. Мы по-прежнему в мёртвой зоне, ни медведей, ни нерпы с лахтаками, они-то любопытные, любят посмотреть, кто у них там, этажом выше куролесит. Даже следа ни одного не видели. Вроде Канадско-Гренландская зона, всё чинно-благородно, природу берегут, а нет никого. В русском секторе же наоборот, только успевай от медведей свои бочки со жратвой охранять, видно есть какой-то магнетизм в нашем бардаке… Куда все свалили? В Израиль нынче неинтересно, в общем, вопрос вопросов.

Такие у нас тут загадочные дела. ВЕ


13.04.2024 N88°50'04", W020°30'59". Одометр 3687, за день 58 полезных на юг 34 км.

На линию выехали в шесть, накануне легли поздно, ехали до 9 часов, потом ужин, потом замена пыльников на рулевой рейке взамен сломавшихся в начале пути при морозах за 40 градусов. Спали едва ли больше 4 часов, народ устал и потребовал вернуться к 12-часовому рабочему дню, ведь это только движение, обслуживание машин вечернее в это время не входит. Сегодня был творческий день в смысле преодоления полыней, потихоньку наглеем, начинаем ездить по всё более тонкому льду, если лёд пробивается всего двумя ударами пешни, едем. Пару раз волна на льду была вполне серьёзная, покачались как при хорошем землетрясении. Пару раз провалил прицепы в воду, тяжёлые, в обед была заправка, с нашего заднего прицепа (зелёная машина только тащит два, остальные по одному) слили литров двести топлива, стало чуть веселее. Это полезный опыт накапливаем, сердце вещует мне скорые встречи с серьёзной водой и правильное понимание возможностей машин и льда может сэкономить нам время. К вечеру (нашему) потеплело до -20°С, сразу белая мгла, видимость плохонькая, скорость движения и поиска проходов в заборах сразу падает. Доктор начал раздавать продукты Гала-Гала из России, вполне себе хорошие. Про цену их сказать этого при всём желании не смогу.

Такие дела. BE


12.04.2024 N89°08'15", W007°07'30". Одометр 3629, за день 58, полезных 37 км.

Множественные разрывы, довольно обширные зоны ломаного льда, вот начало, почти традиционное, последнего времени. Ближе к полудню, провалил тяжёлые прицепы в воду, передний машина вытащила из воды, а у второго оборвалось переднее крепление реактивной штанги слева. Ремонт, сварка полтора часа, совмещённые с обедом. Ехали до девяти вечера, в конце дня жёлтая машина тоже провалила прицеп. Тяжёлые они, до краёв налитые топливом и набитые жратвой, надо внимательнее относиться к собственным хвостам. Доктор начал раздавать еду, прибывшую из России-Барнео, то есть русскую, или, по крайней мере, дружественную. Мы сразу это почувствовали, горчица человеческая, сало от батьки, чёрные сухари из бородинского, всем стало веселее, кроме Эндрю Ивановича, он при слове «борщ» душевного подъёма не испытывает. В общем, непроста жизнь канадского полярника из солнечного Лос-Анжелеса в компании суровых сибирских, московских и прочих мужчин. Я пишу дневник, за окном куют что-то железное, это Дубинин Алексей, совершенно неугомонный человек, меняет пыльники рулевых тяг на нашей машине на присланные Алексеем Шкрабкиным нам из Москвы через Барнео. Впереди не исключены встречи с водой, через которую придётся плыть, поэтому надо все уплотнения держать, по возможности, в порядке.

Такие дела. BE


11.04.2024 N89°28'02", E007°35'04". Одометр 3571, за день 41, полезных 22.2 км. Не густо.

Накануне механики долго возились с заправкой, потом с установкой редуктора в зелёной машине, в конце ночи только пошли спать. Выехали в девятом часу, встали на ночь, как обычно, в семь часов. Главные новости пришли из Красноярска, Барнео сворачивает работу, бюрократия не дала провести программу, в чём причина, нам неведомо. Хорошо, что мы до этого момента получили наши грузы и топливо, сочувствуем коллегам по высоким широтам, проделана такая большая работа по подготовке лагеря на льду, трижды переделывалась полоса, и всё насмарку, и стыд перед туристами. Можем себе вообразить. Зураб наш с грузом запчастей и разной мелочёвки улетел в Москву-Тбилиси, надеется встретиться с нами на севере Гренландии. А наш караван после трёх дней тягостного ожидания вновь набирает ход, планируем удлинить наш рабочий день на пару часов с тем, чтобы наверстать упущенное бездарно время. Кристиан Хаас, гляциолог, настоятельно рекомендует двигаться западнее 40-го западного меридиана. Восточнее много или намного больше разрывов и полыней.

Такие дела. BE


10.04.2024 N89°40'00", W38°58'16". Одометр 3519 км. Стоим на льдине, но дрейфом унесло уже почти на сорок км.
Несёт в сторону Норвегии.

Заменили радиатор в зелёной машине на наш старый, который отходил много походов, но был заменен на более многорядный перед Антарктикой, по причине тяжёлого каравана и высоты. Вертолёт прилетит в шесть вечера по Красноярску, мы же перешли на Магаданское время. Прилетели знакомые лица, Роман, Алексей. Приветы от Бакалова Е.И. и Глаголева Димы. После разгрузки обмен ценными подарками, мы мужчинам с Барнео мягкий топливный мешок, они нам бутылочку черничной настойки из красноярской тайги. Заправили больше 2500 л солярки, в принципе до станции Норд на севере Гренландии должно хватить. Нам по ошибке чуть не отдали 300 литров бензина «калоша», вовремя спохватились, что это не наш груз, а то бы лыжники «последнего градуса» оказались без топлива для примусов. Поставили редуктор в задний мост, теперь наша машина снова вездеход. Добрые люди с Барнео поделились с нами также моторным маслом и антифризом, так что мы теперь живём и хоть чего-то не хватает, ехать можно.

Такие дела. BE


09.04.2024 N89°45'52", W38°36'00". Одометр 3519 км, но это дрейфом нас волочит в сторону Мурманска.
За двое суток мы уехали от полюса на 26км.

Новости с большой земли снова не лучшие, вылет задерживают с 11.00 до 17.00 по Красноярску. Мы сразу решили, что раз задерживают, а не отменяют, значит погода либо в Хатанге, либо на Барнео. Как показали научные исследования, ни то, ни другое. Какие-то бумаги были оформлены неверно, и рейс не выпустили. Сколько бумаги можно извести за шесть часов задержки, можно только догадываться. Зураб получил обратно наш груз из Хатанги, поскольку в Хатанге догрузить его по неизвестным причинам невозможно и будет пытаться сделать это в Красноярске. У нас усилился ветер, но в пределах разумного, поход в туалет считать настоящим подвигом пока рановато. Механики перечинили в машинах всё, что могли. Топливо из бочек и мягких «пузырей» слили полностью, что называется до капли, получилось примерно по 20 л на машину. Суточная потребность одного автомобиля на отопление и двух-трёхразовый запуск двигателя для подзарядки аккумуляторов – примерно 6-8 литров, так что два дня мы живём как люди, после придётся что-нибудь придумывать. Никто и не обещал, что будет легко. Гренландские власти в течении нескольких дней, надеемся, примут судьбоносное решение, разрешить нам проехать по территории национального парка «Гренландия» или отправить на восток вдоль северного побережья до военно-научной станции Норд, где у нас проверят наличие въездных в Гренландию виз. После этого мы сможем продолжить наш путь на юг. Таковы наши планы, а пока мы сидим по машинам, в ожидании вертолёта с топливом и Зурабом.

Такие дела. BE