Дневник экспедиции МЛАЭ-2022

31.03.2022 N69°11', W 103°32' Одометр 2810 км. Вид с дрона на наши машины и Кембридж Бей. Поход 2022 года закончен.
Вид с дрона на наши машины и Кембридж Бей. Поход 2022 года закончен.

Утро. 5:00. Темно. Мы хорошо продвинулись на запад вчера и время на моих часах перестало соответствовать световому дню. Но, captain’s word is law, поэтому подъём, и никаких. До финиша недалеко, в видах борьбы со сглазом набили бачок снегом, зная, что в таком случае избежать дорожных неприятностей шансы сильно повышаются. Стоит же только сказать или просто громко подумать, что ничего не надо, скоро в гостинице будем, сразу пиши пропало. С утра наполнили термосы кипятком, отогреть радиатор у жёлтой, и она тут же завелась с пол-оборота, назло, конечно. Начинаем их одушевлять, это уже некий медицинский признак. Рассвело. На льду небольшого озерца встали потренироваться в извлечении машины из воды на лёд. Имитация, конечно, до воды в пресных озёрах не добраться зимой в этой благословенной местности. Лишние испытания лишними никогда не бывают, и наш случай это подтвердил. У нового ледового якоря при хорошем натяжении согнулся кончик, ему Зайцев нежной рукой сделал обрезание, и всё заработало. У стоек буквы «Л» стальные наконечники оказались чрезмерной длины и в твёрдом пресном льду один из них согнулся, хоть и был из высокосортной стали, опять обрезание, хорошее всё-таки это дело! Заработало! В остальном всё было хорошо, мужественные лица полярных кочевников в лучах восходящего солнца, оператор с риском ампутации пальцев рук, вращающий в экстазе ручку своего аппарата, Андрей Иванович, вдохновенно знакомящий телезрителей с нашим будущим подвигом. К 11:00 тело автора этих строк, изнурённое ответственными испытаниями, вместе со всем караваном было доставлено в Кембридж-Бей, где и закончился наш пробег этого года.

Такие дела. С приветом из славной провинции Нунавут, ваш, ВЕ


30.03.2022 Ветра нет, ясно, -32°. N70°27', W 099°24'. Одометр 2562 км. Дневной пробег 248 км. Елагин на броневике.
Елагин на броневике.

Поднимаю всех с утра в 5 часов, причём по времени другого часового пояса, нам оно подходит лучше по наступлению рассвета. Народ восторгов по этому поводу не испытывает, а у меня старческая бессонница, я об этом всем сообщать стесняюсь, использую это в корыстных целях, пусть думают, о моей железной воле, ну и вообще. После ритуальных танцев с горелками вокруг радиаторов, поехали. Сегодня дорога пошла повеселее, разок даже разогнал зелёную старушку до 60 км/час. Но это так, вспомнить молодость. У нас на хвостах прицепы, и высокая наука, ледовый радар, беречь надо. Да и вообще, задача у нас приехать в Кембридж-Бей, и готовить машины к основному походу будущего года. К вечеру сел за руль Форда, по снегу идёт бедолага очень тяжело, слишком велико давление на грунт по сравнению с нашими машинами. Справа сел Андрей Иванович (сменили ему отчество на правильное, второе имя у него Джон), беседа опять выдалась интересной.

Так, в познавательных беседах и сгинул во тьме времён ещё один день.

С приветом, ВЕ


29.03.2022 N71°13', W096°46' Одометр - 2400км, от Резольюта - 400.

Ветра нет, ясно, -32deg;. Утро в плане борьбы с морозами, начинаем с прогрева газовой горелкой радиатора и охладителя ГУР, потом запускается двигатель. Сегодня день езды по лежачим полицейским. На каждые сто метров пути их примерно 10 человек (застругов). При дневном пробеге в 165 км получаем количество полицейских попавших мне под колёса – 16500. Днём у Форда меняли колесо, порез. Где-то нашёлся камень поострее. Ледовый радар разболтался на кронштейнах, не исключено, месть полицейских. Укрепили, едем дальше.

Такие дела. ВЕ


27.03.2022 N71°57', W 095°16', Одометр 2220 км. 7:00 утра, ясно, мороз около 40°. Хозяин прошёл.
Хозяин прошёл.

С утра проблемы с жидкостями охлаждения двигателей и рулевого гидроусилителя -- загустели, замёрзли. Потеряли около часа, отогревали горелкой. Вечером сидели с Эндрю (его перекрестили в Андрея Евгеньевича), Максимом и Зайцевым. Выпили по глотку водки, закусили строганиной из нельмы. Без этой простой и полезной пищи, даже страшно подумать, что бы с нами могло быть, цинга, и вообще полнейшее одичание с окончательной потерей, как следствие, человеческого облика. С Эндрю обсуждали за трапезой проблемы школьного образования, чья методика лучше, Монтессори или Штайнера, помянули Ирвина и Меллори, пропавших на склонах Эвереста в 1924 году, в общем, недостатка в актуальных темах, для джентльменов, сидящих в кочевой кибитке посреди ледяной пустыни, не было. С Андреем Евгеньевичем(Эндрю) нам сильно повезло, в прошлом автогонщик, прекрасно понимает технику, сложности с работой узлов при низких температурах. Стоим напротив пролива Белло, ключевого во всём Северо-Западном проходе. Всего в 35-40 км к востоку от нас , на другом его конце две хижины Компании Гудзонова Залива, форт Росс. Но, торопимся, может быть в следующий раз заедем туда, прикоснуться к истории. Рассматриваем пристально спутниковые снимки, присланные Эмилем, поедем в зону, на снимке более тёмную, померять толщину льда, вдруг потоньше. Поехали. Померяли. 173 см. Таким образом, определять хотя бы приблизительно по снимку толщину льда ещё учиться и учиться. Черные зоны, это вода. А вот с тёмно-серыми – полная засада, то ли это ровный, без торосов, то ли другая его толщина. До места гибели Форда ещё около 80 км. Часам к четырём пополудни подъехали к месту происшествия. Меж островов неширокий, километра полтора, пролив, и в нём полоса тонкого (15 см) льда. Откуда взялась и как образовалась эта западня, на мой взгляд, понять и объяснить непросто. Если только течение, промывшее лёд снизу. Машина лежит неглубоко, на глубине метров около восьми, прекрасно видна. Поснимали её, подъехали к оставшемуся в живых пикапу. Повозились с запуском его двигателя, заправились и пустились в путь дальше. Впереди зелёная, за ней красная с радаром на хвосте и потом уже Форд. После недолгих пререканий решили поделить героизм с Андреем Евгеньевичем пополам. Сначала немного я, потом он. Так в хлопотах и заботах прошёл очередной трудовой день.

Ваш, ВЕ


26.03.2022 N74°10', W095°50' Бурим лёд и сравниваем с данными радара.
Бурим лёд и сравниваем с данными радара.

Покинули Резольют в 14:00, а планировали сразу после завтрака. Экспедиция, однако. За день, вернее за полдня, одолели 102 км. Погода ясная, к вечеру ветер стих совсем. Едем своим следом назад, в Кембридж-Бей. Позавчера был очень сильный ветер, наделал много застругов, едем, как и положено в этой жизни, поперёк борозды. Из столовой в гостинице Резольюта нам в дорогу надавали коробку вкусной еды, даже баночки с крабовым мясом и прочими вкусностями. Сегодня бурили лёд и сравнивали его толщину с показаниями прибора. Сходится всё идеально, радар работает отменно при толщине льда около 1 м. Позже проверим его работу на других толщинах. Нам это актуально в контексте эвакуации оставшегося в зоне недостаточной толщины льда Форда. Так что наука у нас не только академическая-фундаментальная, но и прикладная. Это повышает самооценку, но, похоже, только в собственных глазах.

С приветом, ВЕ


24.03.2022 Возимся в гараже. Разрывов льда немного, но есть.
Разрывов льда немного, но есть.

Задачи, стоящие перед нами, изменились, нам надо оставить в Резольюте всё то, без чего можем доехать до Кембридж-Бея и вернуться назад. Это касается и запчастей, и продуктов. Работа кропотливая, особенно у доктора, с харчами, да и нам хорошо бы угадать, что оставить, а что с собой. Доктор со свойственным ему тонким юмором, высказал мысль, что оставшийся на месте происшествия другой Форд, с прицепом, до нашего приезда не доживёт, угонят. В Резольюте оставляем один прицеп, шины, с собой берём только две запаски в сборе. Доктор оставляет гору продуктов. Стираемся, готовимся в море, по нонешним временам, в случае чего, лучше быть в чистых рубахах. Наша задача теперь, доехать до места происшествия, по возможности всё задокументировать, и забрать с собой оставшийся в живых Форд, паче чаяния, его не спёрли. Все хотят проявить героизм, и выстроились в очередь в желании стать его водителями. Я обдумываю последовательность движения машин в контексте создания наибольшей безопасности для тяжёлого Форда. Впереди зелёная машина, за ней вездеход в радаром на прицепе, потом пикап. Пробурим пару раз лёд, сравним с показаниями прибора и, надеюсь, всё встанет на свои места.

Такие дела. В. Елагин из посёлка Резольют.


23.03.2022 Резольют. Действующие лица те же.

Викинги на Фордах сегодня в 10:30 пустились в обратный путь, до Кембридж-Бея - Йеллоунайфа.

Холодно и одиноко…
Холодно и одиноко…
Этому Форду повезло больше.
Этому Форду повезло больше.

Мы же в гараж, отдыхать. Вчера у жёлтой машины был перегрев, водитель увлёкся ездой по ровному припайному льду. Бывает.Надеюсь, без последствий. День прошёл в хлопотах, как обычно, ужин, спать. В 0:30 стук в дверь. Эндрю и Максим, с новостями не лучшего свойства. Примерно в 22:30 голубой Форд, в котором водителем Торфи, провалился под лёд и утонул. Торфи и Брэндон, охотник, успели выскочить. Двигались Форды по нашему следу. Всю ночь мы пребывали в неизвестности. Эмиль Гримссон замкнул всё на себя. Авария случилась на середине пути от Резольюта до Кембридж-Бея, примерно в 450 км от нас. На наших вездеходах это 20 часов пути. Нам не было известно, что у них осталось, спальники, палатка, есть ли возможность сделать себе горячее питьё. Провалилась вторая по ходу машина, первая с прицепом, проскочила нехорошее место, но лёд, его монолитность, сильно нарушила. Погода с утра очень ветреная, но в середине дня ребят благополучно снял вертолёт. Теперь снова можно сказать: «Добро пожаловать в Канаду», но уже в кардинально другой тональности. С этого момента спешка для нас закончилась, как, впрочем, и наши планы по поиску приключений и открытой воды на северо-западе Канадского архипелага. Стало ясно, что к моменту основного похода ядро команды надо будет забирать в Кембридж-Бее, поскольку гарантировать безопасное прохождение участка Кембридж-Бей – Резольют на машинах, не обладающих положительной плавучестью затруднительно. Необходимо добавить, что в этом пробеге снежная обстановка на нашем пути была если и не идеальной, то более, чем щадящей. А снег, это субстанция, доставляющая наибольшие хлопоты машинам класса Арктик-трак. А ведь к началу основного похода ядро команды необходимо будет доставить к определённому сроку. Главное же, люди остались целы, медведь к ним не приставал, просто прогуливался неподалёку, видать, просто мимо проходил, так что, всё обошлось и на этот раз.

Такие дела. С приветом, ВЕ


22.03.2022 Резольют. Не был здесь 8 лет. Наглый песец с мелкоуголовными целями пытается залезть в машину.
Наглый песец с мелкоуголовными целями пытается залезть в машину.

Майк постарел, больше не работает в своей деревянной мастерской, живёт в скромном домике, но по-прежнему жизнерадостен и весел. Нас поселили в хорошей гостинице, намного более комфортабельной, чем в 2013-2014 годах. Кормят прекрасно. Для обслуживания и хранения машин до будущего года дали холодный цех. В нём есть мощные тепловые пушки на солярке, которые шумят, как реактивный самолёт на форсаже, но согревают этот ангар с успехом.

Викинги завтра уезжают в Кембридж-Бей. Мы же отдохнём полдня и в гараж, обслуживать машины. Доктору сортировать продукты, нам – запчасти и снасти. Поедем через денёк-другой на северо-запад в поисках открытой воды и приключений. В гостинице по комнатам: Эндрю, я с доктором, Обиход с Максимом и Борисом, трактористы четверо в одной келье. Погода ветреная (это если мягко), холодно. Под зданием гостиницы поселился наглый песец, а что, место хлебное, рядом контейнеры с отходами столовой. Вечером был застукан фотокамерой Зайцева за попыткой забраться к нам в машину на предмет раскулачивания. Не удалось открыть дверь, да и ростом не вышел. Продуктов у нас в избытке и можно бы подкормить засранца, но экологическая наука строго-настрого не велит. Так что, тепло, свет и доброту, которые бережно несёт в своих мозолистых душах наш коллектив по нашей многострадальной, но всё равно чудесной планете, придётся отдавать целиком представителям нашего вида.

Такие дела. ВЕ


21.03.2022 Одометр 1728 км. N737°06' W0957°52' Детки поодаль. Дисциплина.
Детки поодаль. Дисциплина.

На градуснике – 35°, полярник же Зайцев утверждает, что «сорокет», не меньше. Торопит всех с выездом. У него сильная мотивация, в их в машине ночует охотник, и сказать, что похрапывает, значит ничего не сказать. В Резольюте наши с ним пути разойдутся труженики высоких широт будут спасены.

У жёлтой машины потёк шланг низкого давления гидроусилителя руля. Это какой-то ужас, покупали в Торонто самую морозостойкую жидкость ATF, при 30-тиградусном морозе замерзает. В среднем наш караван из шести машин стоит около 1.5 часа в день из-за ремонтов, потому что каждая повозка хочет сломаться отдельно от других Поломки, в основном мелкие, но сумме набирается.

Погода отличная, видели мамашу с двумя подростками-медвежатами, тощая как фотомодель, похоже всю добычу эти два перца себе забирают. Любопытные, подошли на 20-30 метров. Наснимали их вдосталь. К вечеру заковырялись в торосах, Эндрю уговорил меня попробовать ехать в темноте, по слабости душевной согласился, потеряли полтора часа, проехали 1 км и легли спать. Утром, взгромоздясь всеми членами на крышу, осмотрелся и через 20 минут были на ровном льду, а ещё через час приехали в Резольют. Утро, вечер, дальше сами, надеюсь, знаете…

Такие дела. Ваш ВЕ


20.03.2022 Одометр – 1516 км. Мамашка с двумя отроками разглядывают нас.
Мамашка с двумя отроками разглядывают нас.

Вчера вечером печень и икра нельмы со сковородки, 50 гр виски, в общем, скромный пролетарский ужин. У викингов сэндвичи. Сочувствуем.

Сегодня утро мглистое, видимость ~ 100 м. Начало движения в торосах средней руки. Потом стало повеселее, хороший припай, Торфи опять поехал впереди (меня обычно выпускают вперёд, когда нет видимости, у наших машин обзор намного лучше), за день 210 км, потеряли два часа на возню с приводным валом Форда. Викинг Эйо по духу русский, лежит спокойно под машиной, стоящей только на домкрате. Эндрю Пикар с моей подачи уговорил фаталиста использовать нашу подставку. Обошлось. Вечер безветренный, чистый курорт. Гаврилов вечером засолил полтора кг рыбы. Что бы мы без неё делали! И бедный Максим Бадулин!

Едем вдоль границы часовых поясов, электроника мечется от одного времени к другому, общим напряжением умственных сил выставили будильник, не сложилось, эта сволочь зазвонила в 4 часа, а было три. Потом я смотреть буду только на обычные наручные часы, на них не влияют такие мелочи. Ведь мы как куры, нам важен рассвет, а не который час. Не в Китае, чай, там вся страна живёт по пекинскому времени, и ничего, успешно размножаются.

Вот так-то. До связи. ВЕ


19.03.2022 N70°52', W97°50'. Ясно, ветра почти нет. Полярное сияние

Вчера первый раз ездили по всторошенному льду. Торошение около двух баллов по пятибалльной шкале. Форды едут хорошо, на полях ровного льда улетают от нас как ракета. Мы же едем медленно, особенно красная, ей на прицеп повесили ледовый радар имени Кристиана Хааса, известного гляциолога. Радар висит позади прицепа на консоли длиной полтора метра, есть риск сломать его при пересечении гряд торосов. В моей, зелёной машине едет помимо Константина Александровича Гаврилова, оператор, Максим Васильевич Бадулин. Джентльмен, приятный во всех отношениях, вдвойне доставил нам радость известием, что не любит рыбу. Вечером, по завершении творческого процесса увековечения нашего подвига заглядывая в машину и вопрошая, что у нас к ужину, слышит наше хором радостное - рыба! Нельма, или по-другому, белорыбица – царская еда, но Generation П предпочитает Rollton. Большая часть продуктов, закупленных доктором Лариным для поддержания жизнедеятельности команды к нашему вящему отчаянию совершенно непригодна. Дело тут не в докторе, он старался изо всех сил, просто это другой континент, и представления о вкусной и здоровой пище весьма отличны от европейских, а своё не привезти, местная таможня бдит.

Всё неплохо, за день почти 200 км, но в нужном направлении дай Бог, 120. Ледовый радар показывает толщину льда от 1 до 2-х метров. Видели следы медведя, но не боимся, у нас есть охотник. В Кемридж-Бее ружьё арендовали вместе с ним.

Всего хорошего и на связи. ВЕ


16.03.2022 -25-30° сильный ветер. Кембридж Бей. Полярное сияние
Полярное сияние.

Вечером въехали в славный город Кембридж-Бей. Сильная метель привнесла много изысканных форм в архитектурный облик этого форпоста цивилизации на нашем пути на Север. В темноте многого не разглядишь, а день был долгим, поэтому сразу после аристократического ужина бургером с котлетой и душа!, легли спать. Утро 17-го встретило привычно бодрящим морозцем около 30° с ветерком. Мастерскую-ангар нам предоставил Крис, невероятно доброжелательный, активный и толковый мужчина в самом расцвете сил. Жильё наше расположено метрах в 15-ти от места производства работ, таким образом, условия для полноценного отдыха трудящихся созданы идеальные.

Люди, подобные как Крису полностью опрокидывают расхожее в России мнение об американцах-канадцах, как о людях с формально-прикленными улыбками. Кстати, небольшой штрих: кто-то из наших возился с прицепом на улице, мимо проезжал парень на снегоходе, остановился, перелез через снежный бруствер, помог, пожелал успехов и уехал. Ничего, собственно, нового, чем выше широты, тем лучше и внимательнее люди относятся друг к другу.

По машинам: проверка ступичных узлов, протяжка, замена ATF в рулевом гидроусилителе на более морозостойкий. Колёса: два диска потекли по сварочным швам, заварили, покрасили.

Вторую ночь провели в тепле и при канализации. В середине дня некоторым стала приходить мысль о третьей ночёвке, типа, неплохо бы… Железной рукой пресёк расслабленчество и 17:00, в лучах заходящего солнца с гордо поднятыми подбородками мы покинули славный городок, где тебя приветствуют из каждой проезжающей мимо машины, а полицейские, к тому же, не замечают отсутствия номерных знаков на наших самоходных аппаратах.

Такие дела. Ваш, В. Елагин.


15.03.2022 Путевой дневник Зелёная ведёт колонну в пургу к Кембридж Бею.
Зелёная ведёт колонну в пургу к Кембридж Бею.

Вчера вечером прибыли в Кембридж-Бей. День выдался творческим, с утра был сильный ветер и позёмка, видимость то появлялась, то исчезала. До залива Батерст-инлет оставалось около 50 км по вполне себе пересечённой местности с долинами, разделёнными каменистыми гребнями, со склонами разной крутизны. В отсутствие видимости задача пересечь их не вызывала в наших душах большого воодушевления. Но наверху виднее, кому помогать в начинаниях и видимость в нужный момент в той или иной степени появлялась и к середине дня мы, наконец, выбрались на морской лёд. Во второй половине дня, оставив позади уже около 200 километров, мы рассчитывали добраться до горячего водоснабжения часам к 6-7 вечера, но… «Добро пожаловать в Канаду», поднялся сильный ветер и в условиях нулевой видимости (иногда она улучшалась до 5-7 метров) таращась в экран навигатора одним глазом, а другим в лобовое стекло, чтобы, если повезёт, вовремя заметив ледяную глыбу, объехать её, или хотя бы минимизировать удар, «по приборам» приехали в славный посёлок Кембридж-бей. Подошёл вечером к доктору, с просьбой выделить немного этанола в видах борьбы с косоглазием, целительная жидкость была выдана в безжалостно недостаточном количестве. Как известно, самоотверженность на Руси поощряется обильно, но только вербально. В середине пролива, километрах в 15 от посёлка, белый гибридный красавец-Форд «дал под себя», заглючила электроника, хорошо лёд был достаточно ровным и позволил притащить его на верёвке до пункта назначения. Для этой машины поход закончился. Остальные два Форда, попроще, ведут себя вполне достойно и демонстрируют проходимость вполне хорошую, в пределах, разумеется, возможных, для машин этого типа. Коллектив радует, с викингами отношения наладились тёплые, мужчины высокопрофессиональные, в общем, всё хорошо, едем дальше. Завтра у нас день отдыха, и мы проведём его в гараже с машинами.

Такие дела. Всем привет. В. Елагин.


12.03.2022 Путевой дневник Ужин в Емеле.
Ужин в Емеле.

Третий день в пути. Наслаждаемся отсутствием бесконечных напоминаний о своевременной сдаче ПЦР- и прочих тестов. Тундра. Это счастье, оказаться в местах, где можно, наконец не думать, есть у тебя в кармане маска, или нет. В ней оказались как-то совершенно незаметно, лес исчез, и мы оказались на бескрайних просторах Севера. Много оленей-карибу. Олени тут, надо сказать прямо, такие же туповатые, как и у нас на Родине. Видя приближающийся караван им совершенно необходимо перебежать дорогу перед машинами. Причём всегда, исключений не бывает. Но это только развлекает нас и скрашивает до некоторой степени монотонность езды по пока ещё плоской местности. Коротко о нашем кочевом быте. Коллектив разделён конструктивными различиями транспортных средств. Это как с женской обувью, высокие каблуки - красиво, а ходить неудобно, а в валенках наоборот. Так и у нас, Форды красивые и ездят быстро, а вот жить в них – не очень. А у нас «валенки», едут небыстро, а вот жить вполне комфортно. За товарищеским ужином за столом собирается иногда по восемь романтиков и укрепляют по мере сил и щедрости доктора международное сотрудничество и обмен опытом в кочевом образе жизни. По расходу топлива, с большим интересом жду заправки в Кембридж-Бее. На порядочном отрезке пути это будет хорошим, достоверным показателем. Бензиновый Форд-гибрид демонстрирует недюжинные способности в плане прожорливости, бортовой комп иногда с ужасом показывает до 70 л/100км. Мощность двигателя у него явно избыточна, что создаёт только лишние сложности при его вождении в условиях бездорожья. С погодой пока всё хорошо, едем.

Такие дела и до связи. Ваш, В. Елагин.


09.03.2022 Первый день в пути. Сборы в ангаре авиакомпании Buffalo Air в Йеллоунайфе
Сборы в ангаре авиакомпании Buffalo Air в Йеллоунайфе

Собственно, это не совсем верно, в пути четверо, Зайцев, Гаврилов, Дубинин и Елагин неожиданно оказались вчера к вечеру. Дело в том, что после очередной погрузки наших вездеходов на открытые платформы (местные власти так и не разрешили нам проехать 70 км по дороге общего пользования) пришлось ехать за ними на легковой машине для выгрузки в начале зимника. Смысла возвращаться в Йелллоунайф уже не было, и мы вчетвером провели нашу первую ночь в машинах. Рабочий день начался в 7 утра с приездом остальных членов нашей команды. Лёгкий ремонт, регулировки рулевого в красной машине, подвески прицепов с полной загрузкой, в полдень мы в сопровождении местного рейнджера отправляемся в дорогу. Час-полтора – и наш караван набирает, наконец ход и по широченному зимнику к 6-ти часам вечера мы проезжаем запланированные 150-160 км и встаём на ночёвку. С утра был совершенно комический эпизод, наш гиперответственный доктор, Сергей Алексеевич Ларин, готовя авто к выезду, накупил всяческих контейнеров, сформировал из них четыре комплекта по одному на машину. При этом у него не было возможности оценить практическую пользу этих громоздких пластиковых ящиков сомнительного качества, или он просто об этом не задумывался. Кончилось дело тем, что мы просто рассовали содержимое одного такого ящика, а выкинуть его некуда, кругом сплошная экология. Решение простое, отвлечь экипаж и засунуть этот ужас в корму ларинской машины. Крадучись, как пионер, укравший пирожок в столовой, подхожу к задней двери и…, сталкиваюсь нос к носу с Зайцевым, крадущимся с противоположной стороны с таким куском пластмассы. Засовываем оба ящика в корму докторской машины, сгибаясь от хохота, удираем каждый в свою машину. Успокаиваю себя тем, что преступного сговора не было, т.е. приговор будет без отягчающих. Зимник хороший, природа до боли знакомая, незнакома только абсолютная чистота и на дороге и на стоянках. Мороз - к 30°, лёгкий ветерок, погодка бодрящая. Встали в 18:00, завтра хорошо бы проехать около 300 км и съехать с этой частной дороги со сверхстрогими правилами пребывания на ней и уйти, наконец в просторы Белого Безмолвия.

Такие дела. Всего хорошего и до связи. Ваш, В. Елагин.


20 февраля 2022. Миссиссога, день девятый.

День начался очень непросто. Во-первых день моего рождения, во-вторых Зайцев с Павловым вчера вечером вышли из своего номера в гостинице, а войти не смогли. Электронный замок на карточки не реагировал. Джентльмены только что не в исподнем в коридоре, зрелище собою являли безрадостное, Зайцев ушёл комнату к Дубинину и Ершову, Павлов ночевал в выделенном ему помещении. За завтраком выясняется, что в воскресенье специалисты-медвежатники не работают, а понедельник в стране – нерабочий – Family day. В закрытой комнате не только платье полярников, но и ключи от автомобиля. В середине дня, в полном отчаянии позвонил главному - Шахновскому. Не прошло и 10 минут, звонок Зайцева – нашёлся специалист, дверь открыта. Что значит вовремя позвонить куда следует.

Ларин с Павловым на закупках, механики укладывают запчасти и инструменты. Да, совсем забыл, проснувшись утром понял, что волокуше под ледовый радар из добытых материалов, при её громоздкости и весе в нашем караване не место, изготовляем кронштейн на заднюю стенку прицепа, на который прибор и уложим. Не так безопасно, как на волокуше, но этот вариант отложили до следующего года, когда сможем заранее приготовить материалы нужных размеров, характеристик и веса. По мере сортировки, оборудования, закупленного для похода, что-то откладывается в сторону за явной избыточностью, что-то не подходит, из-за того, что в вездеходах бортовая сеть 12 и 220 в, а все электроприборы, закупленные по интернету, рассчитаны на 110 в. Может, оно и к лучшему.

Такие дела. В. Елагин.


Путевой дневник, день шестой

Миссиссога 17.02.2022 Четверг, вечер. За окном снегопад, а весь день лил дождь.

Подготовка к отправке в Йеллоунайф идёт своим чередом, Зураб с утра уехал вызволять викинга Торфи и преуспел в этом, волшебное письмо из министерства туризма помогло, Торфи на свободе, и даже есть рабочая виза на шесть месяцев, так что семья без куска хлеба не останется.

Заказали с Зайцевым металл для волокуши под ледовый радар, деньги взяли благосклонно (как обычно), а товар будет только завтра, хоть обещали сегодня в середине дня. Сегодня же прилетел Сергей Ларин, завтра со всей энергией будет закупать продукты с Борисом Павловым, по мере высвобождения к ним на помощь придёт ещё кто-нибудь из механиков.

Весь день прошёл в ожиданиях разных поставок, всё приходит с опозданием, хорошо ещё если то, что заказывали. Очень помогает Сергей, представитель «Шерпа» в Канаде. Продаёт, обслуживает, ремонтирует вездеходы Шерп. Молодой человек, активный, знающий, доброжелательный. Помог нам купить полиэтиленовые трубы для волокуши-катамарана под георадар для измерения толщины льда по пути следования. Об этом нас попросил известный гляциолог Кристиан Хаас из института Вегенера.

Волокуша получается достаточно громоздкой, но по другому её не сделать, она обязана идти в колее прицепа, иначе в торосах на дрейфующем льду быстро поломается и выйдет из строя, к тому же она обязана быть плавающей. Несмотря на близость огромного города, выбор продуктов, инструментов и всяческого оборудования оставляет желать лучшего. В ответ на наши стенания мы слышим от Зураба, прожившего здесь 20 лет: «Добро пожаловать в Канаду». Он тоже далёк от идеализации канадской части Британского содружества.

Такие дела. В. Елагин.


15 февраля 2022, Миссисога, промзона

Путевой дневник, день четвёртый

Пригород Торонто, действующие лица те же.

Отсутствует Зураб Саникидзе, наш спасательный круг в окружающем нас море проблем. Человек неординарный, сумел опоздать на рейс в Бостон, на который у него даже не было билета. Пришлось ему до Бостона добираться машиной. Там надо было забрать три пикапа для Арктик Тракс и вместе с Торфи и своей женой Марией перегнать их сюда, в Миссиссогу. Миссиссога - это вовсе не пригород Торонто, а как показали последние научные исследования, город-миллионник, шестой по величине город Канады.

Утро сегодняшнее началось хорошо, бригадиру Гаврилову пришло сообщение канадских антивирусных властей, о том, что все мы негативные, по нынешним временам это лучшая новость.

Итак, мы освобождаемся от дальнейшей самоизоляциии и можем приступать к выполнению своих задач. Часов в 10 утра позвонил Зураб и полным оптимизма голосом сообщил, что часа через три воссоединится с нами. К вечеру звонок, Зураб с женой только что пересекли границу и направляются домой, но без третьего авто, без прицепа и без Торфи. А произошло следующее, подъехав к канадской границе, Торфи по простоте душевной на вопрос о его планах в Канаде ответил, «доведу до ума машину с прицепом» да и поеду в Арктику. В ответ канадская таможня со всей возможной доброжелательностью попросила его вернуться в США, оформить себе разрешение на работу в Канаде, поставить на учёт прицеп и после этого возвращаться в страну кленовых листьев и берёз, меж которых дожди, ну вы сами знаете.. В настоящий момент одинокий викинг сидит в гостинице на американской стороне знаменитого водопада в ожидании разрешения на работу и регистрации прицепа. Зураб идёт нарасхват, мы без него в печали, без его так нужной нам помощи и знания местности. Тем не менее работа идёт, грузы пакуются, недостающие материалы и инструменты докупаются. Погода хорошая, лёгкий морозец, а назавтра синоптики обещают потепление и возвращение Зураба.

Такие дела. В. Елагин.


14 февраля 2022, Миссисога, промзона, пригород Торонто. Планируемый путь 2022

Мы ещё никуда не поехали, а путевой дневник уже есть, есть в этом что-то наше, посконное, русское.

Итак: план похода на 2022 год.

12.02 – 19.02 Вездеходы проходят окончательную проверку в Торонто.

20.02 Из Торонто на грузовиках переправляются в Йеллоунайф.

25.02 Вездеходы прибывают в Йеллоунайф.

26-28.02 Йеллоунайф, докупаются свежие продукты, в первую очередь рыба, вездеходы ставим на маршевые (большие колёса).

01.03 Старт экспедиции.

Основные точки пути: Йеллоунайф-Контвойто-лейк- Батерст Инлет, Кембридж –Бей-о.Кинг-Вильямс-Резолют- о.Мейган- выход в океан-Резолют. Расчётное время окончания похода 2022 года – 31.03. 14.00 UTC-4.

За окном -15° погода хорошая. Была бы ещё лучше, если бы наши экспедиционные тёплые куртки (их почему-то называют парками) ждали нас здесь в Торонто, а не в Эдмонтоне. Но ничего, страдания воспитывают волю и укрепляют дух.Работаем, прицепы окончательно собраны, жёсткость подвески и угол схождения отрегулированы, маршевые колёса пока ещё в процессе сборки, больно их уж много, 35колёс. Устранили какие-то мелкие течи антифриза, разбираем инструменты и разные снасти по бочкам . Работа нудная, требует внимания, и аккуратности. Моё же сердце трепещет-трепетает в ожидании Сергея Алексеевича Ларина, чтобы с чувством облегчения свалить груз закупки продуктов и вообще пищевой ответственности в его мозолистые руки. Зураб сегодня хотел улететь в Североамериканские Соединённые штаты, забирать пикапы для компании Arctic Trucks, да не тут-то было, те самые летучие мыши не пустили. ПЦР-тест сдал, но результаты получил аккурат после окончания посадки, плюнул на мышей и авиацию, да и поехал на машине, делов-то, 1000км, правда обратно столько же... Вернётся ориентировочно…как получится, сами понимаете, дальнобойщики дороги перекрывают, короче, лишь бы вернулся. С ним приедет один из исландских джентльменов, будет тоже готовить машины к походу, они поедут вместе с нами до Резолюта, затем вернутся в Йеллоунайф. Мы же потянем след дальше на север, к острову Мейган, к открытому океану, поплескаться в воде, поездить по торосам, посмотреть, как поведут себя шины от ТРЭКОЛа, наделать героических фотографий. Вернёмся в Резолют, обслужим технику и законсервируем до следующей весны, когда снова придёт пора подниматься на крыло. На этом программа 22-го года заканчивается, будем копить силы и нервы к основному походу, на полюс и в Гренландию. Интересно же посмотреть на земли, открытые Эриком Рыжим. Авторитетный джентльмен был, по слухам.

Такие дела. В. Елагин.


13 февраля 2022, Миссисога, пригород Торонто.

С чего начинается экспедиция? Мне кажется, процесс этот надо делить на два этапа, первый, это подготовка похода виртуальная, проработка маршрута, идеи, состава участников, предвкушение счастья перемены мест (для тех, кто понимает).

И второй этап, встреча с реальностью нервотрёпка, и ещё раз нервотрёпка. Срывы сроков, эти чёртовы летучие мыши, одарившие человечество ковидом, бастующие во всех странах, цены, волшебным образом взлетевшие в поднебесье, психоз на границах, и только мы, во всём белом, упорно прорываемся к своей цели, идеально подходящей под бессмертное определение великого Сирано де Бержерака: «вдвойне прекрасно то, что бесполезно». Шутка. А на самом деле несём миру тепло, свет и доброту. Мы, трактористы, прорвались наконец в гостеприимную Канаду, и, невзирая на субботний запрет и десятичасовую разницу во времени, набросились на работу. Жалко, что не по колено в ледяной воде, а то была самая настоящая «как закалялась сталь». Итог дня: прицепы практически собраны, сборка колёс - процесс отладили, и он пошёл. В мастерской наведён порядок, обустроены столы. Откровенно говоря, далось это не без напряжения, но есть надежда, что это поможет побыстрее адаптироваться к местному времени.

Такие дела. В. Елагин.